Власти Азербайджана обвинили главного редактора газеты "Голос талыша" Гилала Мамедова в шпионаже в пользу Ирана, разжигании межнациональной розни и связях с наркобизнесом. В России имя Мамедова стало известно благодаря ролику "Давай, до свидания", но в Азербайджане это имя знали еще раньше. Мамедов - известный общественный деятель, отстаивающий права талышского населения республики. Его предшественник на посту главного редактора, а к тому же однофамилец Новрузали Мамедов умер в тюрьме, куда попал как иранский шпион. Дело Гилала Мамедова - давний и сложный вопрос. Об этом GTimes рассказал талышский ученый и политолог Фахраддин Аббасзода.
- Гилала Мамедова власти Азербайджана назвали иранским шпионом. В некоторых СМИ талышей называют пятой колонной Ирана.
- Это наглая ложь. Азербайджанские власти специально насаждают это мнение на Западе и в Израиле. Разумеется, среди талышей есть сторонники иранской теократии. В основном это радикальные исламисты. Талыши - ираноязычный народ, персы - наши родственники по крови. Но талыши и иранцы совершенно разные. Талыши более современные, ориентированные на европейскую культуру.
-Расскажите о предыдущем главном редакторе, Новрузали Мамедове. Насколько мы знаем, он тоже пострадал за шпионаж.
- Новрузали Мамедов был в Иране один раз в жизни, в мае 2004 года, вместе со мной. Мы ездили на научную конференцию по истории и культуре талышского народа. После возвращения из Ирана Новрузали обвинили в шпионаже в пользу Ирана, неповиновении полицейским, держали 17 суток в полной изоляции. Следствие долго искало "свидетелей" его шпионской деятельности. Искали, потом едва нашли одного человека. Он до сих пор находится в азербайджанской тюрьме. Он - бывший ответственный секретарь "Голоса талыша".
Это человек утверждал, что получал от Ирана какие-то деньги и какие-то незначительные суммы этих денег передавал потом Новрузали. Вы же понимаете, что любого человека можно поймать на улице и заставить его сказать то, что нужно. Нет никаких доказательств факта передачи иранских денег: ни видеозаписей, ни самих денег, ни фотографий, ни свидетелей. Однако, несмотря на полную голословность обвинений, Новрузали Мамедов умирает в азербайджанской тюрьме. Точнее, его убивают. Преследование Гилала Мамедова проходит точно по такому же сценарию. Правда, теперь к обвинению в шпионаже прибавилось распространение наркотиков.
- Как мы знаем, Вы знакомы с Гилалом много лет. Мог ли он заниматься распространением наркотиков?
-Я очень хорошо знаю Гилала. Он правоверный мусульманин. Гилал ни разу в жизни не прикасался к наркотикам. Он даже сигареты не курит, поскольку у него хроническая астма. Есть еще такой момент: если человек серьезно занимается талышским вопросом в Азербайджане, то он всегда предельно осторожен. Подбрасывание наркотиков - обычная практика МНБ Азербайджана. Никто в мире не поверил, что Гилал Мамедов - шпион и наркоторговец. В его защиту выступили правозащитники России и Европы. Особенно удивило нас, талышей, совместное заявление МНБ Азербайджана и Генпрокуратуры республики. В нем сказано, что "Гилал Мамедов был завербован спецслужбами Ирана в 1992 году". При этом прессовать Гилала начали только с 2002 года. Его постоянно вызывали на допросы, что-то пытались выпытать, угрожали ему. Если бы у МНБ Азербайджана были веские доказательства его шпионской деятельности, то оно давно был посадило Гилала за решетку. Зачем МНБ тянуло время до 2012 года? В этом деле нет никакой логики. Получается, что Гилал Мамедов является одновременно шпионом, мусульманским фанатиком, талышским активистом, разжигателем межнациональной розни и наркобароном. Вдобавок он правозащитник, человек, которого уважает азербайджанская оппозиция. Где тут логика?