Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, разозливший Кадырова разоблачением мифической чеченской спецоперации в ингушском селе Галашки, готов решить проблему границы раз и навсегда. Но чеченцам, видимо, этого мало. Источники «Взгляда» в парламенте Чечни сообщают, что в Госдуму России направлен законопроект за авторством спикера чеченского парламента Дукваха Абдурахманов. Он является давним лоббистом объединения республик, так что эта идея вполне может быть отражена в документе.
Объединение, конечно, сняло бы конфликтные вопросы по границе и даже приветствовалось бы старшим поколением жителей этих республик, которые с ностальгией вспоминают времена Чечено-Ингушской АССР. Однако ингушский историк Руслан Албаков-Мяршхи считает, что хорошего в подобном объединении мало, так как оно ведет к вырождению ингушского этноса, отнюдь не идентичного с чеченцами. Территориальные претензии чеченцев он объясняет «борьбой за первородство».
«Ингуши в свое время были загнаны в горы, и нас спасло Джейрахско-Ассинское ущелье. Это была природная крепость, которая не дала нашествию Орды и Тамерлана Хромого покорить нахские племена. Это единственный народ на территории России, который не покорился ордам, - пояснил свои взгляды корреспонденту GTimes Албаков-Мяршхи. - После того, как влияние Тамерлана Хромого на равнинных территориях ослабло, ингуши стали спускаться в нынешний «галашовский» район Чечни. Все горцы там себя считали и считают ингушами. Остатки кочевых племен (ногайцев, кумыков) со стороны нынешней территории Чечни добровольно ассимилировались с ингушами, под которыми я подразумеваю нахские племена (это орстхоевцы галгаевцы, датыхцы и другие). Все они расселялись ближе к Дагестану через реку Ассу, где сейчас Карабулак, Орджоникидзевская. До прихода сюда России, когда генерал Ермолов стал загонять горцев опять в горы, весь контроль по реке Сунжа до Уховского района Дагестана держали нахские ребята. В тот период шла активная работорговля на берегу Каспия, и буферная территория нынешней Чечни приютила массу разбойников, не только ногайцев и кумыков, но и беглых крепостных. Плюс еще казаки. Получился такой «винегрет». По моим подсчетам, 20-25 процентов чеченцев - это ингушский сегмент. Они взяли за основу традиции ингушей - нахов. До конца 20-го столетия чеченцы из одного аула не понимали чеченский язык другого аула, потому что основание языковой культуры было обусловлено его корнями - кумыкскими, ногайскими, славянскими. С чеченцами они сами себя не ассоциировали и на вопрос «кто ты» отвечали по принадлежности селению или тейпу».
Поскольку чеченцы и осетины, как уверен Албаков-Мяршхи, осведомлены об автохтонности нахов на Северном Кавказе, они борются за ними первородство, инициируя конфликтные ситуации.
Решить территориальный спор миром должен федеральный центр, считает председатель «Чеченского комитета национального спасения» Руслан Бадалов. Ведь именно Москва устроила депортацию и перекраивание границ в 20 веке, «захотели разъединили, захотели объединили, у народа не спрашивали». В 90-е годы прошлого века вопрос чечено-ингушской границы был оставлен на усмотрение Джохара Дудаева и Руслана Аушева, которые и поделили республики современным образом. Ахмад Кадыров с Муратом Зязиковым лишь закрепили договоры своих предшественников. «Временные границы не вызывали никаких проблем, - считает Бадалов. - Почему сейчас такой ажиотаж подняли, мне не понятно. Должен был спокойно этот вопрос решиться, колышек за колышком. Зачем простых людей подняли?».
Бадалов подчеркнул, что чеченцев вместе с ингушами должны волновать не их общие земли, а земли Пригородного района, утерянные после депортации. «А там уже и от Дагестана требовать районы, переданные ему», - как бы вскользь заметил собеседник GTimes.
От себя добавим, что после такого перекроя карты следовало бы и Ставрополью можно вернуть три района, отнятых у него в качестве компенсации ЧИАССР за отнятые при депортации земли. Так что с маленьких претензий Рамзана Кадырова может начаться большой передел Северного Кавказа.