8 сентября депутаты Народного собрания Дагестана выберут главу республики. Владимир Путин предложил на этот пост врио президента РД Рамазана Абдулатипова, министра труда и социального развития Малика Баглиева и регионального омбудсмена Уммупазиль Омарову. Выбор очевиден?
Несмотря на наличие трех кандидатов, в республике практически сразу поняли: Баглиев и Омарова в этом списке просто "для вида". В действительности ни один из этих кандидатов не сможет сегодня быть реальным конкурентом Абдулатипову - просто не потянут. Согласен с таким выводом и Абдул-Насир Дибиров, политолог, ректор Дагестанского института экономики и политики: "Баглиев и Омарова на должность главы республики не претендуют и лишь решили заявить о себе как о политиках. Все три кандидатуры достойные. Тем не менее за эти семь-восемь месяцев, которые Абдулатипов исполнял обязанности главы, он получил высокий процент доверия. В то же время, будучи избранным, ему предъявят высокие требования. Важно, чтобы его действия после избрания не вызвали разочарований", - считает Дибиров.
По мнению редактора отдела политики "Московских новостей" Ивана Сухова, в такой конфигурации претендентов ситуация мало чем отличается от той, когда президентом РФ предлагалась одна-единственная кандидатура. "Как известно, за весь период существования (с осени 2004 года) процедуры выбора глав регионов местными парламентами с подачи президента не было ни одного случая несогласия с волей Кремля. И с данным набором кандидатов, что есть в Дагестане - это примерно та же история, что и с выбором из одного кандидата. Теперь вполне понятно, после произошедшей на прошлой неделе встречи Владимира Путина с Рамазаном Абдулатиповым, что ставка Кремля на нынешнего врио не изменится, - считает он. - В Дагестане, возможно, казалось, что в вопросе выбора претендентов на высшую руководящую должность в республике будет какая-нибудь интрига. Однако сейчас можно сказать определенно, что утверждать на пост главы будут Абдулатипова. И выборы в Народном собрании станут чисто технической процедурой".
Что же представляют собой кандидаты в президенты Дагестана? Вот что написали о них республиканские и федеральные интернет-СМИ:
"В биографической справке Малика Джамединовича Баглиева указывается, что он родился 11 июня 1955 года в селении Новый Куруш Хасавюртовского района Дагестана. После окончания в 1978 году Дагестанского государственного университета начал работать в милиции, пройдя путь от инспектора уголовного розыска до заместителя начальника отдела охраны природных ресурсов МВД Дагестана. С 1994 года работал начальником отдела Управления Департамента налоговой полиции России по РД, а в 2000 году был назначен заместителем начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Дагестан. В 2003 году Баглиева назначили на должность заместителя начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РД. 11 января 2007 года указом президента Дагестана - министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан.
24 января 2008 года по предложению тогдашнего президента Дагестана Муху Алиева Баглиев был утвержден региональным парламентом председателем Счётной палаты РД, а 29 июля сего года ВРИО Дагестана Рамазан Абдулатипов назначил Малика Баглиева министром труда и социального развития вместо ушедшей в отставку Такибат Махмудовой. По национальности лезгин. Женат, имеет троих детей.
Что касается Уммупазиль Авадзиевны Омаровой, то она родилась 19 ноября 1961 года в Махачкале. По национальности даргинка. В 1983 году окончила юридический факультет Дагестанского государственного университета (ДГУ) и поступила в аспирантуру на кафедру гражданского права и процесса. В 1989 году защитила кандидатскую, а в 1999 году - докторскую диссертации по специальности "гражданское право" в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Начала трудовую деятельность старшим консультантом Министерства юстиции Дагестанской АССР.
Омарова преподавала юриспруденцию в Дагестанском госуниверситете. В 1995 году была избрана заведующей кафедрой гражданского права ДГУ. В 2000 году ей присвоено звание профессора. Руководила кандидатскими диссертациями аспирантов и соискателей кафедры. С 2001 года - член специализированного диссертационного совета по защите докторских диссертаций в Северо-Кавказской академии государственной службы Российской Федерации.
Омарова второй раз является Уполномоченным по правам человека в Дагестане. Она занимала эту должность с момента учреждения в апреле 2006 года по август 2007 года, когда она перешла на работу в правительство республики. В 2007- 2008 годах Омарова была первым заместителем председателя правительства РД. В 2008 году юридическим сообществом республики избрана председателем регионального отделения Ассоциации юристов России. После того, как 20 января 2009 года умерла омбудсмен Светлана Алисултанова, Омарову вновь назначили уполномоченным по правам человека в Дагестане".
Ситуация с выборами в республике была спорной и неоднозначной с самого начала. В первую очередь, это касалось формы проведения выборов. В Дагестане снова заиграли старые доводы об опасности прямых выборов в силу специфичности политического, межнационального и иного положения. По мнению же многих республиканских экспертов и чиновников, до бесконечности ссылаться на этот аргумент вскоре будет невозможно.
В итоге голосовать за дагестанцев будет Народное собрание. Откровенно говоря, те, кто сидит в Народном собрании, далеко не всегда имеют отношение к понятию "представители народа". Они сами по себе, народ сам по себе. И всё же голосовать будут "народом избранные", а не сами дагестанцы. Пока в республике усиливают меры безопасности, люди живут обычной жизнью, не проявляя особого интереса к выборам. Юбилей народного поэта Дагестана Расула Гамзатова тут куда популярнее. А насчет выборов чаще всего заявляют: "Всё равно всё уже давно ясно, за нас всё решено".
Однако начальник управления организации охраны общественного порядка МВД по РД Микаил Макашарипов заявил, что в день выборов полиция республики будет нести службу в усиленном режиме. Полковник полиции рассказал, что для охраны общественного порядка и безопасности во время выборов в Дагестане 8 сентября будут задействованы около четырех тысяч полицейских. Еще 800 сотрудников МВД будут в резерве на случай возникновения нештатных ситуаций. Около 200 участков оборудованы системами видеонаблюдения, а на 398 участках установят металлодетекторы. Особое внимание вопросам безопасности уделяется в четырех районах, где состоятся выборы глав администраций: Акушинскому, Кулинскому, Хунзахскому и Цумадинскому.
По мнению ученого-кавказоведа, заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвера Кисриева, вводя для Дагестана особый избирательный статус, Москва окончательно топчет в регионе реальную демократию. "На настоящий день ситуация в Дагестане такова. Рамазан Гаджимурадович не готов к настоящим демократическим выборам себя как президента Дагестана. За такой короткий срок он физически не сможет сделать таких важных вещей, которые повернут к нему мнение большинства жителей Дагестана и которые ему обеспечат победу на выборах президента. Федеральный центр заявляет, что не доверяет прямым выборам на Кавказе, поскольку они могут привести к власти представителей не народа, а кланов. Москва хочет покончить с клановой узурпацией власти в регионах. Эта идея благородная, но без прямых демократических выборов глав регионов она неосуществима вообще. Лично я не понимаю, чем руководствуется центр. Политика федерального центра в течение последних 20 лет - это серия последовательных неверных и в корне порочных шагов, которые усугубляют положение всё более и более. Непрямые выборы дадут Дагестану абсолютно неэффективного президента, и ничего к лучшему не изменится. Будет только хуже и хуже".
Интересно мнение и простых дагестанцев, не имеющих никакого отношения к политике:
Рустам Амирханов, руководитель проектов в студии английского языка: "Лично я жду и надеюсь, что новое руководство республики хоть как-то изменит ситуацию к лучшему. Но также я считаю, что мы все должны способствовать этому. Хотя бы начать с самого малого: быть доброжелательными и уважительными друг к другу".
Эльмира Кожаева, преподаватель РГСУ: "Не надо от президентских выборов ждать больших изменений. Один президент не может изменить сегодняшнее состояние республики. Если мы, народ, чиновники не подключимся и не будем вместе с президентом работать во благо республики, ничего не получится. С первых же дней врио президента говорил, что надо меняться, менять формат своей работы, надо находить общий язык с населением... В депутатскую приемную ежедневно обращаются граждане нашей республики. В большинстве своем они, не находя решения своих проблем на местах, в районах, приезжают именно сюда, как к последней инстанции. Это говорит о том, что на местах - в районах, селах, городах - местные чиновники не хотят меняться, не хотят решать проблемы населения... Вот в чём тормоз развития и перемен".
На вопрос "Ждете ли Вы президентских выборов, интересны ли они Вам вообще и что Вы от них ожидаете?" одна из респондентов заявила: "Вы что имеете в виду, когда говорите о "президентских выборах"? Назначение Абдулатипова?". Любые комментарии тут излишни.
Мурад Абдуллаев, Махачкала