Все тенденции, имеющие место в исламском мире, так или иначе затронут Россию, поэтому властям пора уже сменить риторику и начать выстраивать новую систему координат в отношениях с мусульманским сообществом. К такому выводу пришел известный российский исламовед Алексей Малашенко в интервью "Большому Кавказу".
- Алексей Всеволодович, на прошедшей пресс-конференции президент страны Владимир Путин упомянул "традиционный ислам". На ваш взгляд, корректен ли в принципе этот термин?
- Безусловно, такое понятие существует, но Путин произнес его с очень большим опозданием. Даже лояльные к власти аналитики и представители мусульманского духовенства постепенно отходят от этого термина. По всей видимости, будет изобретаться какой-то новый: определенно дихотомия "традиционный-нетрадиционный" уже не работает. К примеру, часть татар считает, что традиционный - ханафистский - ислам тормозит развитие мысли, загоняет ее в определенное рамки, а те, кто проповедует этот мазхаб, придерживаются коллаборационистских позиций, проявляя чрезмерную лояльность к власти.
Сейчас в России все мусульманское сообщество стоит перед проблемой, как относится к различным мазхабам: к тому же ханафитскому, который больше всего распространен в стране в целом, или шафиитскому, наиболее распространенному на Северном Кавказе. Можно ли говорить о внемазхабном исламе? Ведь, с одной стороны, это нетрадиционный ислам, а с другой - он существовал всегда. Сейчас идет переосмысление всех этих понятий. Видимо, у Путина нет советников, разбирающихся в этом вопросе. Пользоваться устаревшими терминами - это политическая ошибка. Путин - президент, он мог бы предложить какую-то иную версию, новую парадигму. Если же он будет загонять ислам в рамки традиционности-нетрадиционности, как он это сделал на пресс-конференции, это будет вызывать негатив.
- В этом году Духовное управление мусульман Дагестана упразднило отдел цензуры религиозной литературы и аудио-видео продукции, то есть фактически легализовало салафизм. Можно ли сказать, что это течение заняло свою нишу в российском исламе, или же борьба за "место под солнцем" будет продолжаться?
- Я думаю, от самого понятия "борьба" пора отказываться. Салафиты - это совершенно легитимное направление в исламе. Если кто-то говорит, что оно нетрадиционное, то надо разобраться - для кого? Для татар? Для кавказцев? Ну тогда давайте вообще делить ислам на татарский и весь остальной. Нужно в принципе менять подход к ситуации. Чем, кстати говоря, на Северном Кавказе сейчас и занимаются, - даже несмотря на убийства там влиятельных духовных авторитетов. Где-то с весны этого года там по крайней мере ищут поводы для реального диалога и некоего взаимодействия между теми, кого можно отнести к "традиционному" и "нетрадиционному" исламу. Ведь, собственно говоря, речь идет о разных, но легитимных направлениях. Исламу присуще и то, и это. Термин "борьба" здесь неуместен, нужно задавать другую систему координат. Говоря о террористах, экстремистах и так далее, ни в коем случае нельзя все это смешивать с богословием. Нельзя утверждать, что суфийский ислам, тарикатисты - это хорошо или, наоборот, это плохо. Это ислам. Он един в своем многообразии.
- В последнее время несведущим в исламе людям более-менее стало ясно, что салафизм и терроризм - не синонимы. А как быть с ваххабизмом - можно ли говорить о его террористической направленности?
- Начнем с того, что ваххабизм - это XVIII век. Сам термин - кстати говоря, неверный - образован от имени ибн Абд аль-Ваххаба. Это человек, который насаждал ислам и боролся против язычества огнем и мечом. Он действительно выжигал целые деревни и вел себя, с точки зрения XXI века, политически некорректно. Но это история. Если мы копнем глубже, в в раннем Средневековье был еще небезызвестный ибн Таймия - это вообще XIII-XIV века. Тогда давайте и его относить к террористам... Другое дело, как проявляется преемственность, в какой форме выражаются эти доктрины. Если это терроризм - здесь, да, с этим уже ничего не поделаешь, надо бороться.
В целом же, я думаю, ваххабизм следует оставить в покое и относиться к нему как к легитимному направлению. Надо ведь исходить не из идеологии, а из практики. Например, среди с тех же фундаменталистов, ваххабитов, одни говорят, что надо создавать исламское государство завтра или сегодня к вечеру, а другие настроены ждать, пока общество само дозреет. В первом случае нужен один подход, во втором - другой: пусть себе ждут, зачем вмешиваться. Я уже не говорю о том, что ваххабизм на Северном Кавказе - совсем не то же самое, что ваххабизм в Аравии. Там масса нюансов. Поэтому здесь важно политическое осмысление ситуации. А у нас, как обычно, поставят штамп: американский империализм - это плохо, сионизм - это плохо, и поехали... Мы это все проходили при советской власти. Нынешние официальные идеологи в этом плане, в общем-то, далеко не ушли.
- В 2012-м много говорилось о том, что ваххабиты "пошли на север" - имеется в виду Ямало-Ненецкий округ, Магаданская область, Чукотка, Якутия - дескать, их привлекают регионы, богатые месторождениями нефти, газа, золота, алмазов. Что вы думаете по этому поводу?
- Это сложный процесс. В первую очередь здесь имеет место движение мигрантов, как внутренних, так и внешних - с Северного Кавказа и из Центральной Азии, - вызванное не религиозными, а главным образом социальными причинами. Да, они двигаются, они приносят с собой какие-то исламские традиции, в том числе, между прочим, радикальные. И сейчас происходит очень важный процесс, связанный с демографией. В северных районах России - на Салехарде, в Ханты-Мансийске и других - становится все больше мусульман, которые, пользуясь путинской терминологией, приносят туда нетрадиционный ислам. Там действительно имеет место проникновение радикалов. Но от этого не надо падать в обморок: это закономерный процесс. Мы граничим с мусульманским миром Центральной Азии, где есть исламский радикализм. Кроме того, он распространен на части нашей территории, на Северном Кавказе. И запретить или отменить его нереально - можно только что-нибудь противопоставить, какую-то альтернативу. Она могла бы быть экономической, социальной или религиозной...
Исламский радикализм, салафизм - это характерная черта для всего мусульманского мира. Взять хотя бы Марокко, где исламисты сформировали правительство под надзором короля. Или Пакистан, Малайзию... А в Египте вообще "Братья-мусульмане" стоят у власти. Надо понимать, что существующие в мире тенденции так или иначе затронут Россию, ведь мы же имеем огромное мусульманское сообщество - с мигрантами это примерно 20-21 млн человек. Поэтому объявлять салафитов врагами - глупо, надо налаживать с ними диалог. На Северном Кавказе, по-моему, потихоньку учатся работать в новых условиях - я имею в виду светские власти.
- Со стороны кажется, что салафиты идут по пути протестантов, когда провозглашают возвращение к истинной вере, обвиняют в лицемерии официальное духовенство и так далее. Можно ли проводить аналогии между этими религиозными течениями?
- Алексей Михайлович Васильев, известный востоковед, еще в 1967 году написал книгу про ваххабизм под названием "Пуритане ислама". По его логике, можно. Я во многом с ним согласен, но, мне кажется, есть между этими течениями существенные различия. Настаивать на сходстве я бы уж точно не стал. Хотя, действительно, существует такой подход: дескать, эта публика в исламе - аналог исламского реформаторства. Это очень непростая тема - надо серьезно углубляться и в богословие, и в социологию.
Что касается размышлений о "настоящем исламе", я бы сказал, это объективно-неизбежная спекуляция. Сторонник любого богословского, юридического направления в исламе или исламской идеологии говорит, что вот это и есть настоящий ислам. Да и любой религиозный человек считает, что конфессия, к которой он принадлежит, исповедуемое им направление - самое верное, самое правильное. Отсюда и возникают все противоречия. Поэтому важно уметь договариваться.
- Наблюдая сегодняшнюю ситуацию в исламском мире, в российском мусульманском сообществе, можете ли вы выделить какие-то тенденции, которые, на Ваш взгляд, получат развитие в новом году?
- Очень интересно посмотреть, как будут взаимодействовать салафизм и более характерные для Кавказа исламские направления - шафиизм, суфизм и другие. Я думаю, диалог найдет свое продолжение, причем он будет развиваться сам по себе, без посредничества властей. Стороны начнут искать общий язык напрямую между собой. Конечно, договориться будет непросто - противоречия здесь неизбежны, потому что речь идет о мечетях, прихожанах, и, в конце концов, деньгах. Но по-моему и те, и другие уже поняли, что победу никто не одержит, поэтому нужно искать консенсус.
Бадма Бюрчиев