Антитеррористическая тактика завела дагестанских силовиков в тупик. Чем ожесточеннее они преследуют экстремистов, тем больше сочувствующих преступникам. Одной из причин, по которой правоохранительные органы теряют уважение населения, стали задержания по сценарию похищений: вооруженные люди в масках нападают на жителей, увозят, а потом исчезнувших находят либо живыми в ОВД, либо мертвыми за городом. Почему полиция охраняет закон в Дагестане незаконными методами, разбиралась корреспондент GTimes.
В воскресенье жители села Комсомольское Кизилюртовского района Дагестана митингом остановили два поезда. Так они пытались привлечь внимание властей к похищению своего односельчанина - Рамазана Хайрулаева. Парня на виду у его друзей схватили возле мечети после утреннего намаза и увезли в неизвестном направлении вооруженные люди в масках на автомобиле без номеров. Чтобы успокоить народ, местная полиция заверила, что Хайрулаева увезли в РОВД Махачкалы. Однако на следующий день министр МВД Дагестана Абдурашид Магомедов лично приехал в Комсомольское и заявил, что парнишки в системе министерства нет, а похитители - это преступники, которых надо искать.
Читайте подробнее: Арест в Дагестане: без ордера, без наручников, без свидетелей
Магомедову можно было бы поверить, если бы не пачки писем в правозащитные организации Дагестана о похищенных мусульманах, которых на второй или даже третий день обнаруживают в отделениях полиции и изоляторах временного содержания. Кстати, такую же дурную манеру "задерживать" подозреваемых обухом по голове полицейские и спецслужбы имеют и в других воюющих республиках Северного Кавказа - в Ингушетии и Чечне. Недавно ингушский лидер Юнус-Бек Евкуров признал, что силовики имеют отношение к некоторым похищениям. Дагестанский лидер Магомедсалам Магомедов пока молчит, хотя со следственным комитетом у него уже была стычка по поводу снисхождения к боевикам, раскаявшимся, когда у них кончились патроны.
Впрочем, если министр МВД Дагестана сказал, что Хайрулаева в отделах внутренних дел нет, то это может означать и другое - парня могли уже убить и выкинуть тело где-нибудь в глухомани. Его мать Айшат Шайтиляева молится, чтобы вернули его хоть какого, пусть даже искалеченного. У других односельчан надежды увидеть Рамазана в живых почти не осталось.
Митингующие говорили, что хотят жить по закону, и если Хайрулаева в чем-то обвиняют, то должны были арестовать и судить, но не похищать.
Почему силовики, которые должны следить за законность и порядком, сами используют незаконные методы? Этот вопрос 1 августа Общественная палата Дагестана обсуждала на круглом столе, рассказал корреспонденту GTimes Гасан Айгунов, председатель Общественного Совета при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Дагестану. "На этот круглый стол мы приглашали и сотрудников полиции, и УФСИН, и там наиболее остро поднимался вопрос, связанный с министерством внутренних дел. Но никто от этого ведомства не пришел", - отметил он.
По закону, говорит Айгунов, полицейские не обязаны предъявлять ордер, если задерживают человека по подозрению и во время оперативных мероприятий, которые обычно проходят втайне даже от других силовых структур. Но они обязаны в течение трех часов уведомить родственников, где находится задержанный. "Мы говорим им: пожалуйста, проводите свои операции, но когда человек задержан, о доставлении его в камеру или изолятор временного