Адвокат убийцы полковника Юрия Буданова Мурад Мусаев стал подследственным. После того как его подзащитный сел в тюрьму на 15 лет, против чеченского юриста возбудили сразу два уголовных дела — о подкупе свидетелей и препятствии правосудию. Сам адвокат считает это игрой на опережение с целью скомпрометировать его перед присяжными по делам об убийстве журналистки Анны Политковской и об участии в банде из станицы Кущевской Вячеслава Цеповяза.
Уголовные дела в отношении Мурада Мусаева можно было предвидеть. Еще на стадии судебного процесса над Юсупом Темерхановым, которого суд все-таки признал виновным в убийстве полковника Юрия Буданова, коллегу чеченского адвоката Дарью Тренину обвинили в подкупе свидетелей.
Сегодня по телеканалам страны показали Руслана Фаталиева, жителя Волгоградской области, который утверждает, что адвокаты дали ему 15 тысяч рублей, чтобы он на суде не опознал в Темерханове убийцу. В устах плохо говорящего по-русски мужчины все это выглядит действительно как подкуп, причем по заведомо низким расценкам.
Но можно взглянуть на это дело, по которому сначала проходила только Дарья Тренина, и с другой стороны. Мурад Мусаев еще полгода назад выложил в своем блоге видеозапись сюжета с места убийства полковника Буданова, на которой официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин утверждает, что убийца был славянской внешности, светловолосый, поэтому межнациональная подоплека исключена. Темерханов и носатый, и лысоватый, и с черными остатками волосяного покрова.
А теперь тот же Маркин сообщает об уголовном преследовании Мурада Мусаева за подкуп свидетелей, которые как раз подтверждают версию о светловолосом убийце. При этом следователи отказались привлекать их к делу, поэтому адвокатами и было принято решение оплатить им поездку в Москву.
Помимо Руслана Фаталиева такие же свидетельства готов был предоставить Александр Евтухов, которого адвокаты пригласили из Новосибирска. Дорога дальняя, поэтому и заплатили ему побольше — 100 тысяч рублей на транспортные расходы туда и обратно.
Сразу после допросов эти свидетели похищались неизвестными людьми. Фаталиева, как полагал Мусаев, даже избивали, лишь бы получить показания о том, что адвокат перевел на карточку знакомому Руслана 15 тысяч рублей.
Когда пропал Евтухов, родилось уголовное дело против Дарьи Трениной. Маркин заявил, что помимо 100 тысяч она перечислила свидетелю еще 50 тысяч на личные нужды.
Читайте также: За убийство Буданова ответит адвокат?
Как и Фаталиев, Евтухов после исчезновения поменял показания и "забыл" о светлых волосах убийцы. Мурад Мусаев, подозревая, что на него оказали давление, попросил не бояться и рассказать все, как было, ведь "теперь мы знаем, где вы находитесь". Это сочли за угрозу, и Мусаеву пришлось заказывать экспертизу в институте языкознания РАН, где подтвердили, что фраза выражала сочувствие и поддержку.
До конца судебного процесса на Темерхановым Мусаева все-таки тронуть не решились. За это время состав присяжных заседателей сменился. Первая коллегия была распущена судьей в феврале 2013 года из-за того, что внезапно за три дня ее покинули семеро присяжных. Одних звала работа, других болезнь. Мусаев требовал дождаться выздоровления отсутствующих, но судья не позволил.
Вторая коллегия признала чеченца виновным, хотя и без мотива. За Эльзу Кунгаеву — чеченскую девушку, изнасилованную и растерзанную полковником, мстить могли только кровные родственники, а обвиняемый к таковым не относился. За своего отца, расстрелянного солдатами одной из российских частей во время войны в Чечне, Темерханов тоже мстить не мог, поскольку Буданов к этому отношения не имел. Версия о ненависти к российским солдатам как социальной группе тоже не подтверждалась, ибо тогда Юсупу не было смысла выжидать десять лет после смерти отца, чтобы убить полковника, воевавшего совсем в других местах.
Но если присяжные могли вынести приговор без мотивировки, то судья оформить такой вердикт не имел права. И он придумал мотив на ходу. В приговор вписано, что Темерханов убил Буданова в связи с личными неприязненными отношениями. Когда Юсуп услышал эту фразу при оглашении вердикта, он просто рассмеялся. Он никогда не был даже шапочно знаком с Будановым, и это было прекрасно известно и следователям, и прокурору, и, конечно, судье. Кроме того, такая мотивировка облегчила адвокату процесс обжалования приговора.
Правда, протокол последнего судебного заседания по делу Темерханова Мусаев получил на два с половиной месяца позже, чем положено по закону. Текст был отредактирован до неузнаваемости, но у адвоката сохранилась аудиозапись, и он планировал донести информацию о расхождениях до председателя Мосгорсуда, Квалификационной коллегии судей Москвы и Верховного суда России.
Мусаев мешает прокурорам и судьям не только активностью в защите убийцы Буданова, вместо которого уже, конечно, другого подозреваемого никто искать не намерен. Он еще и защищает Джабраила Махмудова, одного из обвиняемых в убийстве журналистки Анны Политковской. Этот уроженец Чечни был арестован в 2007 году, но в 2009-м его оправдали присяжные. В 2011 году его снова арестовали, и сейчас вновь идет судебный процесс. Следствие полагает, что обвиняемый подвез к месту убийства киллера — своего брата Рустама Махмудова.
Адвокат Махмудова и Темерханова на своей страничке в Facebook объяснил уголовные дела желанием "убрать адвоката Мусаева". "Оказывается, это я, а не следственный комитет "изготавливал" свидетелей и сочинял для них показания, — иронизирует он. — Оказывается, это я, а не опера с сотрудниками Мосгорсуда, выдавливал присяжных заседателей из коллегии".
По мнению Мусаева, "СКР решил одним выстрелом убить трёх зайцев". Адвоката хотят нейтрализовать в деле Политковской, помешать апелляции по делу Буданова, а также "оказать давление на присяжных заседателей по делу в отношении Вячеслава Цеповяза, которые также по удивительному совпадению именно сегодня должны удалиться в совещательную комнату для вынесения вердикта". Последнее дело слушается в Краснодарском крае, где случилась нашумевшая на всю страну резня в станице Кущевской. Цеповяз был одним из членов банды Цапка.
"Ну и уголовное дело против Александра Михайлика, находящееся в стадии полураспада, наверняка, тоже не радует моих оппонентов", — заключает Мусаев, напоминая о деле экс-главы департамента Счетной Палаты, арестованного за получение взятки.
Если работу адвоката, который вызывает в суд неугодных гособвинителю свидетелей и не дает подделывать протоколы слушаний, считать препятствием правосудию, то, конечно, Мусаев трижды виновен. Но вообще-то его для того и нанимают, чтобы попытки фабрикации уголовных дел были пресечены. Кто теперь защитит от этого самого чеченского адвоката?
Светлана Болотникова