Судьба северокавказских курортов повисла на волоске. Идейный вдохновитель туркластера бизнесмен Ахмед Билалов лишится постов и в Олимпийском комитете, и в совете директоров ОАО "Курорты Северного Кавказа". Пусть дела на строящихся курортах обстоят не лучше, чем в горнолыжном комплексе "Горная карусель", за которую экс-сенатор Кубани попал в немилость. Но все же ему удавалось лоббировать проект в правительстве и даже отчасти среди иностранных инвесторов.
Строго говоря, с должности председателя Совета директоров ОАО "Курорты Северного Кавказа" Ахмеда Билалова пока не сняли. Это решение, как подчеркнула в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа" пресс-секретарь компании Алла Исаева, должны принять члены совета. До той поры Ахмед Гаджиевич остается при исполнении своих служебных обязанностей. Впрочем, в Совет директоров входят двое членов правительства и два представителя от банков с большой государственной долей в уставном капитале. Они вряд ли пойдут против воли президента Владимира Путина, который назначил Билалова виновным за удорожание олимпийского строительства. Еще два члена правления - иностранцы, чье мнение уже не будет играть роли. Так что отставка не за горами.
Для "Горной Карусели", из-за которой Путин осерчал на бизнесмена, уход куратора стройки не будет трагедией. По сути дела, последние 9 месяцев от Билалова уже ничего не зависело. То есть, как вице-президент Олимпийского комитета России, он был обязан докладывать о срыве сроков, но исполнителем госзаказа на 50 процентов стал Сбербанк. Это он в прошлом году выкупил у братьев Ахмеда и Магомеда Билаловых акции ОАО "Красная поляна" и заменил подрядчика "НББ Девелопмент", тоже принадлежащего Билаловым, на турецкую строительную компанию Sembol. Именно с приходом Сбербанка проект удорожал с 1,2 миллиарда рублей до восьми.
Источники в окружении Билалова объясняют удорожание тем, что "Горной Карусели" навязали в довесок инфраструктурный объект - подъездную дорогу, планировавшуюся за счет "Олимпстроя". Сенатор, тогда еще не отказавшийся от должности, браться за нее не хотел, а Герман Греф согласился. Из-за этого и были сорваны сроки строительства зрительских трибун и прочих составляющих трамплинного комплекса.
Впрочем, пока не вмешался Греф, ситуация на объекте была тоже ненормальной. Ахмед Билалов занимался "Горной каруселью" в четырех ипостасях - как контролер, владелец курорта, исполнитель государственного заказа и подрядчик. За это время он успел построить трамплины, на которых были проведены тестовые соревнования и Кубок мира. «Горжусь тем, что мы построили олимпийские трамплины в Сочи. Кстати, единственный пока в Сочи объект, который имеет сертификат FIS - Международной федерации лыжного спорта. А про все остальное КВНщики лучше рассказывают. И смешнее», - написал сенатор на своей странице в Facebook, сопроводив ответ президенту видеороликом одной из команд КВН "Как пилят деньги на Олимпиаде в Сочи".
Параллельно Ахмед Билалов развернул бурную деятельность на другом направлении - вдоль всего Кавказского хребта. Он задумал построить пять горнолыжных курортов почти в каждой северокавказской республике. Проект туристического кластера одобрил тогда еще президент России Дмитрий Медведев, и Билалов получил широкие полномочия и обещания многомиллиардного бюджетного финансирования, сопоставимого с олимпийским строительством - 45 миллиардов рублей. Позже к проекту туркластера присоединились Ингушетия и черноморское побережье Дагестана, затем Чечня и недавно Ставропольский край.
Но и этих "завоеваний" корпорации оказалось мало. Прошел слух, что и объекты "Олимпстроя" после завершения строительства могут перейти в управление КСК. Есть версия, что именно эти опасения олимпийских чиновников стали причиной нынешнего падения Билалова с карьерной лестницы. Хотя возможна и другая подоплека. Билалов дружен с олигархом Сулейманом Керимовым, а он сейчас, судя по отставке с поста главы Дагестана своего протеже Магомедсала Магомедова, не в чести.
Похвастаться достижениями "Курорты Северного Кавказа", управляемые Билаловым, пока не могут, так как большинство проектов курортного строительства не существуют даже на бумаге. Среди "вех" в своей истории компания отмечает договоры о сотрудничестве с корейцами и французами да несколько соглашений о намерениях с китайцами. Из реальных объектов построена только канатная дорога и две горнолыжные трассы в "Архызе", который был неплохо обустроен и в советские годы. Откладывающееся открытие трассы в Ингушетии трудно считать заслугой КСК, так как строилась она еще до вхождения в туркластер.
При Билалове в туркластере сделано было мало, но без него проект может и вовсе протухнуть, ибо это было его детище. Это он смог убедить правительство, что туристы поедут в неспокойный регион отдыхать, а молодежь пойдет обслуживать отдыхающих и перестанет убегать в леса. Можно это назвать "билаловщиной", но в нее многие поверили.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин в комментарии корреспонденту "Большого Кавказа" заявил, что курорты необходимы, и их будут строить даже после отставки дагестанского бизнесмена. "Я думаю, что речь шла о руководстве, а не о проекте. Будут подобраны другие руководители, которые будут им заниматься, - полагает он. - Не говорилось о нецелесообразности этих проектов. Нет удовлетворения от того, как они проводятся".
А вот директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что идея Билалова изначально была обречена на провал, и ни он, ни тот, кто его сменит, не способны что-либо изменить.
"Там мало что выросло, чтобы уход одного руководителя что-то сломал, - отметила эксперт в комментарии корреспонденту "Большого Кавказа". - Насколько я знаю, там должна была состояться покупка у уральских олигархов курортных строений в Архызе, в Карачаево-Черкесии. Государство должно было построить инфраструктуру и выкупить у горной компании то, что построила она. И что-то начинало строиться в Северной Осетии, на курорте Мамисон. И были построены несколько домиков у родового села господина Билалова - в Матласе, где снега нет, а был небольшой военный аэропорт. То есть ничего особо не было создано ОАО "КСК". Корпорация вела переговоры с французами по проектам в Кабардино-Балкарии. Им долго объясняли эксперты, что они лезут в ловушку, потому что если будет строиться альтернативный курорт под крышей господина Канокова, то балкарцы, которые уже имеют курорт Азау, где построены новые гостиницы, просто разорятся. Так что, уходя, господин Билалов оставляет в наследство скорее кучу проблем, чем что-либо реально созданное. Проект большой, дорогой, непродуманный и вряд ли эффективный. Он неправильно устроен, потому что никаких шести курортов быть не должно. Они же будут конкурировать за очень ограниченное число туристов! Там недооценены риски, связанные с безопасностью, и не учитываются интересы местного населения, а учитываются интересы местных олигархов".