Власть поменялась, но правят балом в Дагестане все те же темные силы. Снова убит журналист оппозиционного издания - Ахмеднаби Ахмеднабиев, кардиолог, которого сделало публицистом беспокойство за судьбу Родины. Он писал репортажи о протестных акциях, о похищениях людей, критиковал муниципальные органы власти. Полгода назад его предупредили о возможной расправе. Стреляли по ногам. Силовики защитить не попытались. Точно так же они два года назад оставили на растерзание врагам Хаджимурата Камалова - еще одного фигуранта анонимных "расстрельных списков".
Сегодня, в первый день священного для мусульман месяца Рамадан, не стало одного из самых отважных журналистов в Дагестане - Ахмеднаби Ахмеднабиева. Его расстреляли утром в собственной машине, когда он отъезжал от дома в пригороде Махачкалы - в поселке Семендер. Он получил огнестрельные ранения в голову.
Ахмеднабиев работал первым заместителем редактора газеты "Новое дело", возглавлял отдел политики. Параллельно писал в интернет-издание "Кавказский узел". Кардиолог по профессии, он близко принимал к сердцу происходящее с его родной республикой, поэтому не мог молчать.
Имя Ахмеднаби было в расстрельных списках, которые распространили в 2009 году "родственники погибших милиционеров". Они обвиняли некоторых дагестанских журналистов в потворстве боевикам. Спустя некоторое время был убит главный редактор газеты "Черновик", гендиректор ООО "Свобода слова" Хаджимурад Камалов. Двое других журналистов из списка уехали подальше из республики. Редактор "Черновика" Надира Исаева эмигрировала за границу, главный редактор "Нового дела" Наталья Крайнова покинула Дагестан.
Ахмеднаби остался. Обратился в ФСБ, но его заявление "затерялось".
В прошлом году он освещал митинг в Махачкале с требованием расследовать убийство пяти жителей Кизляра. После этого в его адрес стали поступать угрозы в виде СМС. А в начале этого года, 11 января, он пережил покушение на свою жизнь. Это была попытка запугать. Он успел спрятаться за воротами, которые прошили очередью по ногам. Значит, убивать в тот момент еще не собирались. Ахмеднаби подозревал в организации покушения одного из глав муниципальных районов Дагестана, о чем сообщал в интервью, не называя имени. Ахмеднабиев оказался храбрецом и не изменил своим взглядам. На первое место он ставил соблюдение закона в отношении всех граждан, независимо от их религиозных взглядов. Многие в Дагестане это расценивали как подрывную деятельность против силовиков в защиту ваххабитов.
Следователь по факту нападения завел два странных уголовных дела против неустановленных личностей - о повреждении имущества и незаконном пользовании оружием. Никакой защиты Ахмеднабиеву предоставлено не было. Он ходил в шаге от смерти. И его настигли.
Глава организации "Наш Кавказ", публицист Лачин Лачинов, комментируя BigCaucasus убийство коллеги, охарактеризовал его как человека, "который отличался неподкупностью, имел и отстаивал свою точку зрения". "Конечно, его публикации получали неоднозначную оценку аудитории. Удовлетворить ожидания всех невозможно. Он был достаточно антагонистичен, критиковал, но подписывался под публикациями своим именем. Жил открыто, доступно для каждого, был незащищен, был не вооружён, - рассказал Лачинов. - Все, конечно, в шоке. Никто не знает, когда будет положен конец таким явлениям в Дагестане. Накануне ведь был ведь убит и тренер спортивного центра "Горец" Мусаил Алаудинов".
На вопрос, не связаны ли расстрелы с чисткой чиновничьих рядов, которая идет сейчас в Дагестане, сметая даже таких титанов, как мэр Махачкалы Саид Амиров, наш собеседник ответил: "Некоторые говорят, что Амиров был владельцем этого спортивного центра. Ахмеднабиева могли убить потому, что он был активным критиком властей города. Но я ничего предположить не могу. Я 20 лет живу в Дагестане и вижу воочию все, что происходит. Считаю, что если бы федеральный центр хотел навести порядок, он бы не допустил этого хаоса в республике. Происходит уничтожение генофонда под видом борьбы с терроризмом и борьбы с инакомыслием. В это же время необразованная молодежь, спекулируя религиозной тематикой, убивает людей, представителей власти. Идет умелое манипулирование настроениями, интересами".
Лачина Лачинова поражает бездействие силовиков, к которым обращался Ахмеднабиев за защитой. "По поводу покушения в январе этого года, было заведено уголовное дело по статье "повреждение личного имущества" и "незаконное обращение с оружием". Адвокат просил переквалифицировать эти статьи. Завтра должен был поступить ответ от следственных органов по этому ходатайству, - отметил наш собеседник. - Структуры, которые нас должны защищать, должны быть заинтересованы в том, чтобы в обществе сохранялась безопасность, соблюдались права граждан, не выполнили задачу".
"Вам самому не страшно быть журналистом в Дагестане?" - спрашиваю Лачина Аюбовича. "Страшно. Но мы здесь привыкли именно выживать, а не просто жить", - отвечает он.