С мнением Павловского солидарен и Кирилл Бенедиктов. «Запад, не рискнувший помочь Грузии военными средствами, бросил на подмогу Саакашвили всю мощь своих информационных сетей и каналов. Что мы могли противопоставить этому шквалу? Одинокую Russia Today? Потому-то и вырвалось у министра иностранных дел Сергея Лаврова горькое признание: «Мы - дети в том, что касается методов использования средств массовой информации. Просто дети», - пишет Бенедиктов в газете ВЗГЛЯД.
Конечно, можно согласиться с тем, что Россия в то время больше думала о спасении жизней мирных жителей Цхинвала и российских миротоворцев, оказавшихся под шквалом грузинского огня, чем о том, как она будет выглядеть в глазах мировой общественности. Однако нельзя не согласиться и с мнением российских политтехнологов, которые справедливо упрекнули наше внешнеполитическое ведомство и другие властные структуры в нерасторопности уже после окончания боевых действий.
«В частности, в сентябре 2008 года, - сказал Дмиртий Чубаров, - одна из идей, которая предлагалась, было провести фото-выставку в старых европейских столицах, т.е. имеется в виду Брюссель, Париж, Лондон на выставочных площадках. Не на площадках российских посольств в этих столицах, а на выставочных площадках, привычных западному обывателю, предлагалось провести фото-выставку «Южная Осетия глазами очевидцев».
Это было бы, безусловно, одним из достойных с нашей точки зрения пиар-ходов, когда на эту выставку в любом случае пришли бы большие массы людей, потому что об этой войне говорилось практически круглосуточно по всем каналам. И за этими массами людей подтянулась бы и западная местная пресса, она бы не смогла проигнорировать это событие, но, к сожалению, эта выставка не состоялась. Мы выходили с этим предложением, но оно не было поддержано».
На материалах следственного комитета команда Глеба Павловского издала книгу о действиях грузин в Южной Осетии. «У них очень качественный материал, совершенно лишённый пропаганды. Это всё было сделано, книгу выпустили, это всё осталось работой на самих себя. А дальше, где должен действовать МИД, другие организации, которые работают на западном поле продвигать объективную информацию, ничего не было сделано. Но самый яркий пример - это то, что Россия первая заявила о геноциде и чистках в Южной Осетии, но первой подала в международные организации о геноциде и чистках Грузия, буквально через три дня после заявления России».
Так кто же виноват в том, что Москва в прошлом году проиграла Тбилиси информационную войну? Думаем, что сейчас не стоит искать крайнего, будь то военные или МИД. Просто из случившегося нужно сделать правильные выводы и не наступать дважды на одни и те же грабли.