Министерство финансов сочло чеченский бюджет самым эффективным в плане расходования бюджетных средств. За это республику поощрят 95-ю миллионами рублей, которые станут лишь приятной надбавкой к 64 миллиардам, составляющим чеченский бюджет этого года. В чем секрет эффективности? В борьбе с коррупционерами, к примеру, в сфере земельных махинаций, за которые отстранен мэр Грозного Муслим Хучиев? Увы, нет.
Чечня возглавила рейтинг Минфина России по эффективности расходования бюджетных средств. За это республику поощрят бонусом в 95 миллионов рублей. Чуть меньше получат следующие за ней в рейтинге Оренбургская область (81,6 миллиона рублей), Брянская область (81,2 миллиона), республика Коми (76,8 миллиона) и Мурманская область (72,4 миллиона).
В прошлом году российские регионы начали осваивать новую систему формирования бюджета, которая призвана увеличить эффективность траты средств. Суть ее состоит во введении долгосрочных целевых программ, которые пишут федеральные министерства, а реализуют на месте исполнительные органы региональной власти. Деньги распорядителям бюджетных средств выдаются под эти конкретные программы.
Чеченский бюджет, как заявлял экс-министр финансов республики Эли Исаев, с 2012 года начал использовать "новые инструменты в области финансового обеспечения исполнения действующих расходных обязательств субъекта". Глава ведомства сразу пообещал, что "концептуально новый бюджет" "позволит Чеченской Республике занять свое место в перечне лучших субъектов Российской Федерации". Но и он, наверное, не ожидал, что республика окажется на первом месте по эффективности расходования бюджета.
За этот год республика должна потратить 64 миллиарда 742 миллиона рублей. Чтобы сопоставить размеры расходов, надо отметить, что почти столько же бюджетных средств в 2012 году потратит соседний Ставропольский край с населением, в два раза превышающим население Чечни и с территорией в 4 раза большей, чем Чеченская республика.
В следующем году Чечня сократит свои аппетиты на 15 миллиардов, так как закончится действие федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы". А пока бюджетные расходы в пересчете на душу населения по северокавказским меркам очень даже высоки - порядка 50 тысяч рублей на человека в год. В Дагестане этот показатель при всей его лукавости составляет 20 тысяч рублей. Если сравнивать с Москвой или Владивостоком, то чеченцы получают в два-три раза меньше. Но на фоне соседей они выглядят не бедно.
"Обогащение" чеченцев не осталось незамеченным Минфином России. В августе была опубликована статистика, в соответствии с которой уровень бюджетной обеспеченности Чечни в 2010 году составлял 174 процента от среднероссийского, а в 2012 снизился до 107 процентов при плановом уровне в 59 процентов.
Правда, в Чечне подсчеты бюджетной обеспеченности Минфина России подкорректировали, заявив, что 174 процентов отродясь не было, а вот 100-102 процента набегало, по словам замминистра финансов Чечни Ильяса Эдильгириева, "за счет сверхплановых доходов, которые подлежат зачислению в республиканский бюджет". Чиновник тогда же отметил, что из-за перевода налогов "Роснефти" в другой регион Чечня недополучит около миллиарда рублей. "Теперь у нас дисбаланс в бюджете, в декабре будут проблемы с выплатой заработных плат работникам бюджетной сферы", - посетовал он.
Нагрузка в конце концов ляжет на федеральный бюджет, ведь не секрет, что Чечня мало способна заработать сама. Основную часть ее бюджета составляют федеральные дотации, исчисляемые десятками миллиардов и несравнимые ни с одним другим субъектом Северо-Кавказского федерального округа.
То, что Минфин России поставил чеченский бюджет в качестве образца расходования средств, по меньшей мере странно. Конечно, все построенное и восстановленное из грозненских руин впечатляет, но на это было потрачено столько казенных денег, что грех не построить. И потом, все эти кортежи иномарок, породистые скакуны и прочие пристрастия к восточной роскоши главы республики не выказывают в нем человека, который рачительно тратит доверенные ему средства.
С другой стороны, Рамзан Кадыров легко отстраняет своих подчиненных, если они пытаются нажиться за государственный счет. Вчера он "по собственному желанию" уволил мэра Грозного Муслима Хучиева за махинации с земельными участками. Учетом земель правительство Чечни занялось пару лет назад, когда обнаружило, что пахотные земли республики сократились примерно на 600 гектаров. Более 20 глав муниципальных образований в этом году поплатились своими должностями за выделение сельхозземель под жилищное строительство и коммерческие объекты. Мэр Грозного нареканий не вызывал. Он вообще был на хорошем счету. Именно при Муслиме Хучиеве активно восстанавливалась чеченская столица. А до избрания градоначальником он был пресс-секретарем Кадырова и отвечал за имидж главы республики. Рамзан Кадыров, конечно, обещал не смотреть на звания и должности, если кто-то нарушает закон, но уж с Хучиевым-то мог разобраться и тет-а-тет. Какая черная кошка между ними пробежала, неизвестно, но если мэр действительно нарушал правила предоставления земельных участков в Грозном, то туда ему и дорога, а Кадырову почет за разоблачение чиновника.
Так может быть, Кадыров с той же беспристрастностью следит за каждым потраченным в республике рублем, и Минфин не зря поставил его во главе рейтинга эффективности расходования бюджета? Вряд ли. Как рассказал корреспонденту GTimes замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин, при оценке региона министерство обычно использует не абсолютные показатели, а динамику их изменений. "Один из критериев оценки - это изменения эффективности. И если регион имеет низкие исходные показатели эффективности расходов, а потом они растут, то соответственно такой регион будет иметь более высокий рейтинг, чем регион с изначально более высокой базой, которую сильно улучшить проблематично. Объем расходов не влияет на рейтинг, поскольку уровень бюджетной обеспеченности регионов у нас сильно дифференцирован. Даже после выравнивания бюджетной обеспеченности у нас самые богатые богаче самых бедных регионов в 5-6 раз. Оцениваются размеры долга, динамика, но больше всего влияет на окончательный рейтинг изменение эффективности. Чечня добилась прогресса, но это не означает, что у нее одни из самых эффективных расходов среди всех субъектов Российской Федерации".
Светлана Болотникова