Россия и Грузия подписали в Женеве двустороннее соглашение, которое устранило последнее препятствие на пути вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В интервью GeorgiaTimes тему успешного завершения тяжелых переговоров между Тбилиси и Москвой комментирует профессор Высшей школы экономики и директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский.
- Алексей Павлович, соглашение между Россией и Грузией, которое открывает нашей стране дверь во Всемирную торговую организацию, наконец-то подписано. Позвольте сразу задать Вам вопрос - какие шаги и действия последуют за этим событием?
- Соглашение между Россией и Грузией подписано, а уже завтра и послезавтра состоится заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, где должна быть дана рекомендация министерской конференции. Это не такой быстрый график, и даты были согласованы уже после достижения всех договоренностей между Москвой и Тбилиси.
- До самого последнего времени казалось, что переговоры не удастся вывести из тупика. Тбилиси как мог старался заполучить за счет ВТО крупные политические дивиденды. Ответ на вопрос - кто выиграл? - наверняка заложен в формулировках соглашения. Какой статус у границ на Псоу и Роккском тоннеле, как в итоговом документе соглашения будут называться границы: российско-грузинские или российско-абхазские и российско-югоосетинские?
- Там не будет формулировки "российско-грузинский участок абхазской границы" или "российско-абхазский участок грузинской границы", на чем ранее настаивала Грузия. Таким образом, достигнут компромисс, где Россия подчеркнула свое понимание статуса Абхазии и Южной Осетии. Но в то же время Грузия справедливо полагает, что это соглашение отражает тот факт, что эти территории являются ее составной частью.
- Уникальность предложенного Швейцарией консенсуса заключается в том, что мониторингом товаропотока на границах будет заниматься нейтральная сторона. А как Вам видится этот процесс на практике, когда частное увязывается с государственным?
- Этот случай по-своему уникальный, я не помню подобных прецедентов в истории международных экономических отношений, в том числе в рамках присоединения к ВТО.
- Компромиссное решение по ВТО взбудоражило общественное мнение в Абхазии. Изначально в республике отрицательно восприняли найденный компромисс, позволяющий России вступить в ВТО. Позднее абхазские власти констатировали, что, "давая согласие на международный аудит на собственной территории, Российская Федерация никоим образом не подвергла сомнению государственный суверенитет Республики Абхазия и акт о признании независимости Абхазского государства". И все-таки, как Вам кажется, не причинит ли швейцарский консенсус ущерб российско-абхазским отношениям?
- Действительно, в Абхазии было немало общественных обсуждений и реакций властей на достижение этого соглашения, поскольку оно могло как-то ущемлять суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Но насколько я понимаю, принцип этих коридоров, которых должно быть три, состоит в том, что наблюдатели будут находиться и с российской стороны, и с грузинской. Здесь Абхазия и Южная Осетия не затрагиваются. Это максимально возможный вариант, который принимает во внимание их интересы.
- Алексей Павлович, расскажите, пожалуйста, как шла подготовка к подписанию соглашения?
- История достаточно сложная и не очень публичная. Дело в том, что переговоры России и Грузии начались в Швейцарии еще в марте этого года. Но Москва их не комментировала, поскольку между двумя странами нет дипломатических отношений. В последние месяцы швейцарская сторона приложила много усилий, чтобы представить приемлемый для обеих сторон документ. Могу сказать только одно: Берн не менее десяти раз переделывал это соглашение, оттачивал формулировки.
- Сегодня одни эксперты утверждают, что найденный компромисс по вступлению России в ВТО является дипломатической победой Москвы, другие говорят, что это победа Тбилиси. А вообще, на Ваш взгляд, сочетаемы ли эти понятия: победа и компромисс? Может, речь должна идти о решении, испокон веков называемом "золотой серединой"?
- Дело в том, что и те, и другие мнения имеют право на существование. И это как раз отражает суть компромисса. Бесконечные споры направлены против сути и смысла компромисса. А он как раз и заключается в том, чтобы прийти к решению, в котором уважаются интересы обеих сторон. Я считаю, что в данном вопросе пытаться выявить победителя просто бессмысленно.
Итак, заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО должно состояться 10-11 ноября, и если рабочая группа одобрит документы о российском присоединении, то после этого они будут рассмотрены на министерской конференции всех стран-членов ВТО, которая запланирована на 15-17 декабря. Если не будет никаких возражений, Москва приступит к ратификации документов, и через 30 дней после ратификации РФ станет полноправным членом ВТО.