Кабардино-Балкарии предстоит встряска. В пятницу президент России принял отставку главы республики Арсена Канокова и назначил исполняющим обязанности экс-начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Юрия Кокова. Именно с этим генерал-полковником полиции связывались уголовные преследования членов правительства республики, начавшиеся летом 2012 года и приведшие к смещению Канокова. Чем он запомнился жителям КБР, и чего они ждут от нового главы?
Свое желание уйти в отставку Арсен Каноков объяснил "здоровой ротацией кадров", необходимой после девяти лет управления Кабардино-Балкарии одним человеком. Можно подумать, что ему не хотелось дождаться осени следующего года и протолкнуть на выборах своего преемника.
Истинная причина отставки лежит на поверхности. Еще летом 2012 года, когда один за другим попали под уголовное преследование несколько высокопоставленных чиновников в Нальчике, в республике заговорили о заинтересованности в этом Юрия Кокова, брата бывшего президента КБР и на тот момент руководителя Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. На него указывал и тот факт, что обвиняемых в занижении цены на старое здание филармонии с 20 миллионов рублей до одного миллиона задерживал и этапировал в Москву столичный десант спецназа. Руководитель администрации главы Кабардино-Балкарии Владимир Жамборов, его брат, экс-замминистра по управлению госимуществом и земельными ресурсами Руслан Жамборов, глава того же министерства Хабдульсалам Лигидов и предпринимательница Мадина Хацукова были арестованы, как особо опасные преступники. Все они, кроме Лигидова, являются родственниками Канокова по линии жены.
Через пару недель обвинения в мошенничестве с землей были предъявлены и еще одному человеку из команды Канокова — мэру Нальчика Залимгери Хагасову. Он бесплатно в черте города выделил "под дачи" участки стоимостью 14 миллионов рублей. Еще через полгода, в ноябре, было возбуждено уголовное дело против председателя правительства КБР Ивана Гертера, который подозревался в незаконном получении четырехкомнатной квартиры.
Арсен Каноков пытался очиститься от славы коррупционных скандалов. Вместе с Гертером он отправил в отставку все правительство республики. Но это не спасло самого богатого политика в Северо-Кавказском федеральном округе по рейтингу Forbes 2012 года.
В июле этого года Счетная палата представила результаты проверки Кабардино-Балкарии, которые показали нарушения в реализации государственных программ на сумму 5,3 миллиарда рублей. Кроме того, выяснилось, что правительство республики не исправило четыре из пяти отмеченных ранее недостатков. Политологи предположили, что этот доклад Счетной палаты может стать последним аргументом в пользу отставки Канокова.
Однако он продержался на своем посту еще несколько месяцев, успев еще раз сменить кабинет министров и его главу. Вместо Руслана Хасанова был назначен Константин Храмов, за последние два года успевший сменить два места работы: из мэров Невинномысска он пошел в вице-губернаторы Волгоградской области, а затем возглавил совет директоров "Волгоградоблэлектро".
Эксперты считали, что за счет Храмова, у которого есть прочные связи в Москве, Каноков пытается усидеть в своем кресле. Однако в пятницу стало понятно, что Арсен Баширович уходит, а Константин Константинович остается премьер-министром КБР. Во всяком случае, пока назначенный Владимиром Путиным исполняющий обязанности главы республики Юрий Коков не сменит кабинет министров.
Представляя общественности и власть имущим Кабардино-Балкарии генерал-полковника полиции Кокова, в последнее время возглавлявшего уже не центр "Э", а Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, полпред президента в СКФО Александр Хлопонин заявил, что одной из задач нового главы региона будет "жесткое снятие очагов напряженности". "Коков в кратчайшее время разберется с ситуацией в республике, и мы семимильными шагами двинемся не только Олимпиаду проводить, но и продолжим поднимать республику на более высокий уровень", — заявил он.
Своего предшественника Коков не критиковал, отметив, что им "сделано очень многое", и пообещав все хорошее "развивать и поддерживать".
Между тем, экспертам есть в чем упрекнуть период правления Арсена Канокова. По мнению заведующего кафедры политологии и социологии КБГУ Тимура Тенова, экс-глава не оправдал возлагавшихся на него надежд. "При вступлении в должность у него был большой кредит доверия от общества. Прежде всего он касался социальных аспектов. На сегодня можно констатировать, что эти ожидания не оправдались. В обществе на момент его ухода существовало уже глубокое разочарование", — констатировал политолог в комментарии BigCaucasus.
"По социальному направлению мы наблюдаем серьезное расслоение общества, усугубленное тем, что на протяжении последних восьми лет разрушались традиционные основы общества, характерные для кавказского менталитета, в пользу религиозных тенденций, — отметил эксперт. — Это привело к нарастанию проблем межэтнического, межрелигиозного характера. Административный ресурс в значительной степени воздействовал на то, что в социальном пространстве наблюдалась некая стагнация, с чем связаны и значительные миграционные процессы, особенно среди молодежи. Экономика домохозяйств, мелкого предпринимательства, подворий, стала аккумулироваться большими бизнес-игроками. Наблюдалось несоответствие реальности цифровых показателей, которые всегда в радужном свете представляли процессы, происходящие на территории республики. Кадровая политика оставляла желать лучшего. Непрофессионализм во многих практических сферах привел к тому, что эти направления стали еще более проблематичными".
В новом руководителе республики Тимур Тенов видит, прежде всего, человека, обладающего советским опытом управления. Это дает повод надеяться, что он "будет более внимательно относиться к кадровой политике". А поскольку он является представителем структур МВД, то "есть надежды, что будет дисциплина в органах управления". "Это не помешало бы на сегодняшний день Кабардино-Балкарии в целом", — отметил эксперт.
В свою очередь, руководитель кабардино-балкарского "Правозащитного центра" Валерий Хатажуков "никаких иллюзий" по поводу нового назначения не питает.
"То, что произошло — это такая форма борьбы за власть. В классическом представлении, должны бороться партии, которые выдвигают какие-то программы. А все эти нашумевшие дела вокруг филармонии с одной стороны, и уголовное преследование Валерия Карданова (экс-руководителя Кабардино-Балкарской топливной компании, соперника Канокова в 2005 году и представителя клана Коковых, — ред.) с другой — это такая форма борьбы за власть, которая ориентирована на Кремль. А мы — граждане, источник власти, согласно Конституции, — просто статисты. Эта ситуация демонстрирует, что отчуждение общества и власти усиливается", — подчеркнул он в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
С отсутствием контроля общества над властью, считает правозащитник, связаны все проблемы Северного Кавказа, от коррупции до экстремизма и терроризма. В этом смысле назначение Кокова ничем не отличается от назначения самого Канокова. Оба они подотчетны тем силам, которые их наделили властью, а не народу. "Кремль выстроил здесь политическую систему, как у метрополии с колонией. Он назначает своего представителя, а мы, граждане, никакого отношения к этому не имеем. Кремль дает карт-бланш, чтобы он держал своих соплеменников, туземцев, в узде. А все другие общественные и политические силы, абсолютно лояльные России, выступающие за ее единство, предлагающие альтернативу, оказываются за бортом, вне правового и политического поля. Таким образом, отсутствие прямых выборов ведет к дезинтеграции России", — полагает Валерий Хатажуков.
Пока не будет рычагов контроля, и практика назначений не изменится, улучшения ситуации на Северном Кавказе и в КБР не будет, утверждает эксперт. Поэтому возвращение Юрия Кокова в республику его не обнадеживает. Скорее наоборот, он опасается, что с приходом представителя МВД на пост главы Кабардино-Балкарии проблема экстремизма и терроризма будет решаться в основном силовым путем, а это не дает долговременных результатов.
"Противостояние террористическим угрозам имеет две составляющие. Первая — это силовая часть. Вторая составляющая касается противостояния идеологии вооруженного джихада. Постоянная регенерация террористических путей идет потому, что носителей идеологии не становится меньше. А противостоять и вытеснять эту идеологию надо решением экономических, социальных, этнических проблем. Силовая часть решается. Проблема со второй частью. И когда говорят, что задачей Кокова будет борьба с экстремизмом, я полагаю, что будет усиливаться силовая составляющая, и это меня беспокоит, — признается правозащитник. — Потому что с идеологической частью общество и власть не работают, и это связано с отчуждением общества и власти, а эта проблема решается прямыми свободными выборами".
Осенью следующего года в Кабардино-Балкарии должны состояться прямые выборы главы региона, однако глава "Правозащитного центра" уверен, что все пойдет по ингушскому сценарию, где прямые выборы были заменены на голосование в парламенте, и победит "исполняющий обязанности". Это же путь выбрали Дагестан и Северная Осетия, хотя, по мнению нашего собеседника, общество Северного Кавказа испытывает "огромную потребность" в прямых выборах, а все рассуждения об особой клановости и проблемах "недозревшего" традиционного общества безосновательны.
Светлана Болотникова