- В центры активистов люди идут охотно, сообщают нам, где находятся проблемные точки. Центр развозит туда пропитание. Случаи были, когда помогали спустить с крыш бабушек. С сотрудниками МЧС было очень сложно договориться, вплоть до того, что на улице Мира, когда она была затоплена, мы ночью не смогли добраться до терпящих бедствие людей. Поехали в МЧС, сказали, что там есть люди, на что нам ответили: вот если эти люди придут сюда и подадут заявки на их спасение, мы их спасем, а пока нет заявок, мы не можем их спасти. Было равнодушие. Поехали в администрацию, где проходил какой-то федеральный совет. Нас не пустили к руководству, к нам вышел какой-то полковник и начал хамить. И сейчас остаются проблемные участки, где еще не было никаких служб. Говорят, что на улице Набережной проезжали на джипах люди из краевой администрации, на камеры все снимали. После этого жителям стали выдавать пищу. Но только пункт открыли очень далеко, там, где чья-то вилла. А неподалеку, на улице Кубанской, на чердаке ночуют дедушка и бабушка, которые абсолютно ничего не получали, ни воды, ни еды. Мы подали заявки на них в МЧС, но слабо верится, что туда кто-то приедет, кроме волонтеров.
- То есть спасение проходит не очень организованно?
- Сейчас ситуация нормализовалась. Но нужно было это делать оперативно в течение первых двух дней. Сначала очень много пожарных и машин "скорой помощи" просто наверху стояли, возле администрации, когда нужна была их помощь, чтобы реально спасать, искать людей. Вот на улице Адагунской жители могут в один голос сказать, что никто в течение двух дней не ходил по домам и не спрашивал, живые ли там, мертвые. Только к вечеру второго дня стали ходить женщины и описывать повреждения, кого нет, кого куда увели. Наш центр показал, что волонтеры сработали более оперативно, чем администрация Крымска и края в целом.
- Значит, заслуженно отправили главу района в отставку.
- То, что просто отправили в отставку - это очень мягкая мера. Человек должен сидеть. Из-за его попустительства столько людей погибло. Жители говорят, что им заранее отключили газ и электричество. И еще, сегодня выдавали предварительные компенсации жителям первых этажей, по 10 тысяч. И те, кто ее получил, говорят, что деньги выдавали только после того, как они подписывали, что оповещение велось заранее. Я не могу точно это утверждать, но люди все так говорят. А оповещения никто не слышали. И первые два дня оповещения не было. Мы развернули свой штаб и просили полицию, чтобы она через микрофоны свои людям сообщила, где находится этот штаб. А полицейские на это нам говорили: извините, у нас не работают громкоговорители. То же самое нам говорили пожарные. И только спустя два дня пошло оповещение. Кто-то пустил слух, что идет вторая волна. Народ стал подниматься на крыши или бежать. У нас был прокурор Краснодарского края, и он выделил нам машину. Мы поехали проверять информацию и зафиксировали, что воды нет. Когда вернулись, наши активисты сказали, что людей оповестили о ложности тревоги. Отсюда вопрос: если система оповещения была, неужели нельзя было оповестить, где находятся продовольственные точки?
По городу стоят около 10 автобусов и раздают сухпайки. Первые два дня мы пытались убедить администрацию, чтобы она оповестила людей. Люди живут в нескольких метрах от места, где стоит автобус, и не знают об этом. К автобусу ходят одни и те же люди, с верхних этажей. А на нашей улице мы встречали людей, которые ходили по улице грязные. Мы направляли их к себе, потому что они стояли в жуткой очереди, среди чисто одетых людей, хотя было видно, что им в первую очередь нужна помощь. Сейчас агитация "сарафанным радио" проведена, но поначалу люди с окраин не могли попасть в центр и получить помощь.
- И главный вопрос: что волонтерским центрам требуется еще?
- Нужна вода. Наше мнение, что вещей хватает. У нас более полтонны вещей, и еще едет колонна волонтеров, наверно, с одеждой. Неизвестно, какую воду дадут. Надо, чтобы люди не пили воду из кранов. Детское питание не очень нужно, потому что детей с каждым разом приводят меньше - уводят в центр, где администрация раздает питание, или увозят из города к родственникам. А продукты, если кто будет вести продовольствие, желательно не передавать скоропортящиеся, колбасы и молочное, потому что стоит жара. Вот самое важное.