Накануне четвертой годовщины августовской войны в Интернете появился документальный фильм "Потерянный день".Эта работа сразу вызвала ажиотаж, поскольку разрушала привычное видение войны 08.08.08. Создавалось впечатление, что российское руководство отреагировало на войну только тогда, когда война уже подобралась к Цхинвалу. Фильм бы стоило назвать "Южная Осетия обвиняет". Но республика не собирается обвинять Россию. Сам фильм - это благодарность России за спасение. Об этом GTimes рассказала южноосетинский журналист Мадина Шавлохова, очевидец августовской войны.
- Мадина, что бы Вы могли сказать о фильме "Потерянный день"?
- Для начала скажу следующее. То, что августовская война началась гораздо раньше - это правда. Об этом говорят не только создатели фильма, но и очевидцы событий. Я сама все прекрасно помню, потому что в то время вернулась в Москву из служебной командировки по Кавказу. Мне звонили из республики, говорили, что 1-2 августа уже шли обстрелы отдаленных осетинских сел. В Дманиси 2 числа погибло шестеро ребят. Грузины в это время стали выдавливать миротворцев и осетинских ополченцев с господствующих высот. Стоявшие в Цхинвале миротворцы не предпринимали никаких действий по одной причине - в зоне действия миротворческих сил в то время не было такого оружия, которое можно было бы противопоставить тяжелой артиллерии и "Градам".
- Со стороны этот фильм выглядит как осетинское коллективное обвинение в адрес России...
- Депутаты южноосетинского парламента и местные жители даже не думают обвинять российское руководство в том, что оно якобы бездействовало. Обвинять Россию никому в Южной Осетии и в голову не придет. То, что Дмитрий Медведев пытался тогда перепроверить поступавшую из республики информацию о боях - это нормально. Любой здравомыслящий глава государства, который после открытия Олимпиады получит информацию о войне возле своих границ, будет так делать. Первые мысли, которые придут в голову: не провокация ли это? По международным законам, ни одно правовое государство не имеет права вести боевые действия во время Олимпиады. Цхинвал обстреливали из "Градов". Это не просто война, а хладнокровное истребление. В то, что такое возможно, никто не мог поверить.
- А кто авторы фильма? Что о них известно?
- О создателях фильма в Южной Осетии ничего не известно. Человек, который видел их работу, рассказывает, что на их телевизионных микрофонах была цифра "5". Этот человек понял, что эти ребята - сотрудники "Пятого канала". Кто они и чем занимаются, никто не знает. Могу сказать одно: такие люди, как генерал Балуевский, не будут откровенны с посторонним человеком. Более того, они бы не стали говорить на тему августовской войны без санкции со стороны высокопоставленных людей.
Читайте также Цхинвал в огне: свидетельства очевидцев
- Вы - очевидец тех событий. Как бы Вы охарактеризовали тогдашние действия российского руководства?
- Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прямо сказал, что Путин в августе 2008 года принимал стратегические решения единолично. Дмитрий Медведев сразу среагировал, как только узнал о произошедшем в Южной Осетии. Но в реальность происходящего никто не мог поверить. Российское руководство боялось нарваться на провокацию, которая привела бы к еще большему кровопролитию на Кавказе. Возвращаясь к фильму "Потерянный день", могу сказать следующее. Большинство людей его неправильно трактует. Основной посыл фильма - не в том, что Медведев или Путин якобы не среагировали на войну, а в том, что эта война началась не в ночь с 7 на 8 августа, а гораздо раньше. Ночь с 7 на 8 августа - наступление открытой фазы войны.