Не так давно грузинские и российские эксперты в один голос заявляли, что на данный момент потепления отношений между Москвой и Тбилиси ждать не следует. Тем неожиданнее и обнадеживающе прозвучали вчерашние заявления президента России Дмитрия Медведева о перспективах налаживания отношений между странами. Корреспондент GeorgiaTimes выяснял в Москве и Тбилиси: следует ли ждать реальной оттепели в наших отношениях или это - лишь стремление выдать желаемое за действительное?
Выступление накануне президента России Дмитрия Медведева на 4-ом евро-азиатском медиафоруме в Москве стало приятной неожиданностей, для тех, кому не безразличны отношения между нашими странами, у кого болит сердце и за Грузию, и за Россию.
Отвечая на вопросы журналистов, Медведев заявил, что для осуществления прямых авиарейсов между Россией и Грузией, а также для открытия пограничного пункта пропуска «Верхний Ларс» нет особых препятствий.
Примечательно, что официальный представитель Министерства транспорта России также сообщил, что «вопрос о возобновлении воздушного сообщения между Россией и Грузией может быть рассмотрен в случае обращения грузинской стороны», передает агентство ПРАЙМ-ТАСС.
Кроме того, президент России Дмитрий Медведев выразил надежду, что наступят времена, когда и визовый режим с Грузией будут отменен. «Мы сейчас двигаемся в сторону безвизового пространства с Евросоюзом. Я надеюсь, что это в ближайшем будущем произойдет. Я надеюсь, что такие времена настанут и для Грузии с Россией», - цитирует Медведева агентство «Тренд».
Шла речь и о перспективах возвращения грузинской продукции на российский рынок.
Однако в последнее время внешняя политика Грузии строится на принципах конфронтации с Россией, и представители правящего большинства не очень-то церемонятся в выражениях, когда речь заходит о России. Поэтому грузинские политики поначалу решили не отступать от ими же установленных традиций и разразились критическими речами.
Член парламентского большинства Гиоргий Габашвили откликнулся весьма недружелюбно: «Реальное сближение между Грузией и Россией и восстановление отношений входит и в наши интересы, но это произойдет только путем деоккупации Грузии. В то время, когда процесс оккупации Грузии все еще продолжается, говорить о новых отношениях невозможно». Он отметил, что если подход России к Грузии со стороны сегодняшних руководителей России изменится, то лишь тогда речь может пойти о восстановлении реальных отношений между странами.
Замминистра иностранных дел Грузии Гига Бокерия заявил журналистам 9 декабря, что отнюдь «не оценивает заявление президента Медведева как прорыв». «Между Грузией и Россией существуют фундаментальные проблемы, и в первую очередь это борьба РФ против грузинской государственности и оккупация грузинских территорий. Пока эта проблема не решится, речь о всем остальном вести несерьезно», - сказал Бокерия.
«Что касается открытия КПП «Казбеги-Верхний Ларс» на сухопутной границе между Грузией и РФ, это не новый вопрос. И это не исключено, если не будет создано дополнительных проблем», - отметил Бокерия. Тем не менее, он высказал мнение, что открытие КПП «не создаст никаких проблем национальным интересам Грузии».