Пока смертники-ваххабиты взрывают Махачкалу, последователи другого запрещенного в России течения ислама - нурсисты - пытаются бороться за свободу вероисповедания в судах, но безуспешно. Книги турецкого основателя учения Саида Нурси, изъятые у дагестанца Зиявудина Дапаева и представляющие собой тафсиры - толкования Корана, будут уничтожены. Между тем турецкое правительство, с которым российское руководство находит взаимопонимание, защищает учение Нурси. Но что для Турции хорошо, то для России - экстремизм.
Книги турецкого богослова прошлого века Саида Нурси, фигурировавшие в деле дагестанца Зиявудина Дапаева, осужденного за создание региональной экстремисткой организации "Нурджулар", будут уничтожены. Те две, что значатся в списке запрещенной литературы, ликвидируют сразу. В шредере или на костре - не уточняется. Остальные, а это около сотни книг на разных языках, пока полежат в качестве вещдоков. Это решение районный суд Махачкалы не мотивировал, а Верховный суд Дагестана недавно его утвердил, не удовлетворив кассационную жалобу.
"Нет в России такого закона, который бы позволял суду изымать и уничтожать имущество, не запрещенное в гражданском обороте. А здесь суд вынес именно такое решение, - возмущается адвокат Муртазали Баркаев. - Ведь книги, которые суд оставил при уголовном деле, по прошествии определенного времени могут быть уничтожены".
Саид Нурси - основатель относительно молодого течения ислама, появившегося позже ваххабизма. Главным трудом его были 14 книг под общим названием "Рисале-и-Нур" ("Письма света"). Почти все они были запрещены Коптевским районным судом Москвы в 2007 году. По мнению экспертов, привлеченных прокуратурой, в этих сочинениях автор подсознательно воздействует на психику читателей, формируя у них убеждения на иррациональной основе. А поскольку Нурси пропагандирует "идеи исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии", то читатели, усвоившие его догмы, будут агрессивно относиться к представителям других конфессиональных групп и атеистов. "Анализируемые материалы содержат направленность на формирование чувства неприязни, гнева, вражды и розни по отношению к неверующим", - установили эксперты.
Духовные лидеры мусульман России на суд прислали свои рецензии и рекомендации по трудам Нурси, в которых, напротив, назвали его одним из самых толерантных богословов, приветствующим диалог конфессий и культур. Даже уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин направил обращение в суд, доказывая, что в "Письмах света" нет призывов к религиозной вражде и нетерпимости. "Речь идет исключительно о религиозно-мировоззренческих ценностях и убеждениях и о необходимости для верующего человека понимать их, сохранять и отстаивать", - отмечал он.
Но у представителей силовых ведомств были свои соображения. Дело в том, что учение Нурси в 90-х годах прошлого века на просторах России появилось не только вместе с книгами, а еще и с турецкими подданными, заподозренными в шпионаже. Как заявил в 2002 году тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев, секта "Нурджулар" через созданные ею фонды и коммерческие фирмы в России "решала широкий спектр задач в интересах разведки" и " формирования протурецкого лобби в местных властных структурах". После этого в исламских регионах России быстренько прикрыли все школы и организации, сотрудничавшие с фондами турков-нурсистов, а нелегально проникших турецких граждан выдворили из страны. Но посеянное ими идеологическое семя осталось. Поэтому прокуратура Татарстана обратилась в Коптевский районный суд г. Москвы с требованием признать экстремистскими сочинения Саида Нурси. И добилась своего, хотя анализ на экстремизм проводили не религиоведы, а психологи и лингвисты.