Новые власти Южной Осетии продолжают искать выделенные Россией на восстановление республики деньги. По данным прокурора Мираба Чигоева, уже возбуждено 78 уголовных дел, по которым украдено 800 миллионов рублей. Это деньги на новые трубы, которые не были проложены, на так и не отремонтированные дороги, на развитие связи, на восстановление зданий, которое стоило в три раза меньше заявленного подрядчиками. Большинство фигурантов этих дел, имея двойное гражданство, скрылись от уголовного преследования в России, и Генпрокуратура Южной Осетии просит помочь в их поимке.
Устные обвинения в растрате 800 миллионов рублей из российских денег, направленных на восстановление Южной Осетии, обросли уголовными делами. Эту сумму новые власти республики озвучили еще полтора года назад. Тогда это стало поводом для отставки прежнего генпрокурора Таймураза Хугаева. С тех пор возбуждено 78 уголовных дел по статьям о коррупции, сообщил накануне журналистам новый генпрокурор Мераб Чегоев. Почти половина их них (35 уголовных дел) отправлены в Генпрокуратуру России, так как подозреваемые уехали из Южной Осетии.
В одном из интервью прокурор признавался, что под суд должно бы пойти все бывшее руководство республики, хотя формально экс-президент Эдуард Кокойты, чей период деятельности запомнится признанием независимости Южной Осетии, никаких документов о распределении денег не подписывал. Экс-премьер Вадим Бровцев, назначенный контролировать расходование средств, наследить успел, и у него уже брали показания. В отместку на подконтрольных ему интернет-ресурсах началась травля правительства Леонида Тибилова с ответными обвинениями в растрате средств, поступивших из России позже.
Но в 2008–2011 годах украсть было намного проще, чем сейчас, когда и Россия, и генпрокуратура Южной Осетии контролируют каждую копейку. Сразу после войны деньги списывались часто по устным распоряжениям на объекты, под которые даже не было проектно-сметной документации. В восстановлении участвовали строительные фирмы, в которых не было специалистов, и от этого все крыши, отремонтированные после войны, пришлось снова перекрывать. Фирмы разрывали дороги, чтобы проложить газопровод, а потом обнаружилось, что никаких труб под землей нет. На поврежденные участки укладывался новый асфальт, а потом там же прокладывали водопровод, и улица оставалась в рытвинах. Стоимость строительных материалов завышалась в разы или же по факту покупалось в разы меньше.
По одному из таких дел о завышении стоимости стройматериалов вскоре предстанет перед североосетинским судом бывший директор ГУП "Дорэкспострой" Игорь Туаев. Его предприятие в 2011 году купило у ООО "Квезер" щебень, песок и гравий на 24 миллиона рублей. Фактически было отсыпано стройматериалов в два раза меньше заявленного в договоре, при этом стоимость их была завышена. В результате ущерб бюджету республики составил 17 миллионов рублей.
Под уголовным преследованием находится и экс-глава Нацбанка Южной Осетии Олег Дзантуев. В одном случае он заплатил миллион рублей строителям, которые ничего не делали. В другом эпизоде дела он завысил стоимость сметы строительства филиала Нацбанка в поселке Дзау на 10 миллионов рублей. А когда в апреле 2012 года в банк обещалась нагрянуть проверка, он зачем-то перечислил 150 миллионов рублей коммерческому "Бон-Банк". "По документам они были выданы девяти кредиторам, двое из которых проживают на территории Южной Осетии. Мы их допросили, никаких денег они не получали. Остальные должны быть допрошены на территории России", — рассказал на пресс-конференции Чигоев.
Кроме того, прокурор сообщил о возбуждении уголовного дела о незаконном расходовании средств со Специального счета по оказанию помощи гражданам РЮО, куда посылали деньги простые россияне и организации от Калининграда до Владивостока. На лечение людей сотни тысяч рублей выделялись без отчетов из лечебных и санаторно-курортных учреждений России. Часть средств попали в фонды, из которых чиновникам и милиционерам выдали беспроцентные кредиты на 49 лет. 108 миллионов рублей со счета были просто обналичены одним из фигурантов уголовного дела, имя которого следствие пока держит в секрете.
Расследуется и дело в отношении основателей ЗАО ''Остелеком''. В тот момент, когда предприятие возглавлял брат бывшего президента Роберт Кокоев, оно получило 25 миллионов рублей кредита. Затем эти деньги были перечислены в северооосетинский "Арт-Банк" и там испарились. Кроме того, брат Кокойты контролировал мелкие организации, через которые было обналичено еще 76 миллионов рублей. "Следствие идет непросто, но оно будет доведено до логического завершения", — пообещал прокурор.
Россия за пять послевоенных лет направила в Южную Осетию более 40 миллиардов рублей. При этом количество жителей в республике составляет около 40 тысяч человек. Нетрудно вычислить, что в среднем, каждый гражданин маленькой, но уже признанной республики получил по миллиону рублей. Увы, это лишь "средняя температура по больнице". Существенная часть этих денег была просто разворована, а остальное потрачено бестолково. Прокурор Чигоев говорит о 800 миллионах, хищение которых можно доказать и даже иногда вернуть (были уже прецеденты). Но заместитель генпрокурора Сергей Битиев в интервью "Комсомольской правде" называл более реальные цифры: "Можно смело сказать, что налево ушел не один миллиард".
"Если бы эти деньги пошли по назначению, положение дел в республике было бы намного лучше, — заявил в комментарии BigCaucasus первый президент Южной Осетии Леонид Тибилов. — Посмотрите, в каком состоянии город. Анекдоты ходят о закопанных в землю миллиардах".
Расследования в отношении коррупционеров он приветствует. Единственным упущением, по его мнению, является то, что "людей, которые своровали сотни миллионов и уехали на территории Российской Федерации, по законодательству РФ не могут привлечь к ответственности правоохранительные органы Южной Осетии". "Вот мне рассказывали, один человек приехал, забрал 180 миллионов и в тот же день уехал. С тех пор его не могут найти, где-то прячется в России. И если бы это был единственный факт! — отметил он. — Воры должны отвечать за свои поступки. В Южной Осетии большая категория населения, которая находится на грани нищеты. Люди остались без квартир, а российские деньги пошли налево. Российская прокуратура должна более согласованно оказывать помощь Южной Осетии, чтобы ловить преступников, которые похитили народные деньги".
Это понимают и в России, так как, по словам Меаба Чигоева, от Генпрокуратуры РФ поступило предложение составить совместную программу мероприятий. Она уже составлена и предположительно будет действовать до конца 2014 года.
Светлана Болотникова