После августовских событий минул год. Одно хорошо сейчас в отношениях России и Грузии - молчат пушки. Хотя о новой войне говорят то в Москве, то в Тбилиси. Мировое сообщество, несмотря на посредничество в четырехугольнике - Россия-Грузия-Абхазия-Южная Осетия, по сути, заняло выжидательную позицию. Так, Международная комиссия по расследованию прошлогодних августовских событий в очередной раз отложила свое заключение. Как будут складываться отношения между Россией и Грузией? На этот счет - мнения разные.
В годовщину августовских событий ведущие западные СМИ подготовили ряд материалов. Так, британская The Financial Times постаралась убедить читателей, что в результате августовский войны проиграли все стороны. «Грузия потерпела поражение, потеряла Абхазию и Южную Осетию, а репутация президента Михаила Саакашвили, как прозападного демократа, безнадежно подорвана», - цитирует британское издание грузинское агентство GHN.
В результате прошлогодних действий, ехидничает The Financial Times, Абхазия сменила «одного хозяина на другого», а ее независимость признали только Россия и Никарагуа. Издание отмечает, что бюджет Абхазии наполовину дотируется Россией. Что касается Южной Осетии, то югоосетинский лидер хочет, указывает The Financial Times, чтобы республика стала частью России, а выделенная Москвой помощь, пропадает в там как в «черной дыре коррупции». «Москва считает, что эта война доказала, что Россия доминирует на постсоветском пространстве, и послала соседним странам, желающим вступить в НАТО, недвусмысленный сигнал», - отмечается в статье.
Между тем, как раз в канун годовщины августовских событий ситуация в регионе обострилась. Стороны неоднократно обвиняли друг друга в провокациях и на границе гремели залпы орудий. Корреспондент еженедельника Time Джон Уэндл отправился на Южный Кавказ, чтобы своими глазами увидеть, действительно ли отношения сторон, год назад закончивших боевые действия перемирием, вновь обостряются.
Как пишет Джон Уэндл, поездка по Южной Осетии оставляет ощущение, что едешь по российскому региону. Видно, насколько эта независимая территория во всем зависит от России - от военной защиты до реконструкции, пытается иронизировать журналист. Столица республики лежит в руинах, сообщает издание. Журналист Time посетил одно из бывших грузинских сел - Эредви. Он отмечает послевоенную разруху и здесь. При этом Уэндл вынужден констатировать: жители соседнего осетинского села довольны. Раньше им приходилось, направляясь в Цхинвал, предъявлять документы в Эредви и проезжать через грузинский блокпост. Как сказал местный житель Тейран Бестаев: «У них есть Грузия, а у нас есть Южная Осетия. Так и должно быть».
Международная правозащитная организация Amnesty International к годовщине августовской войны опубликовала доклад: «Мирные жители и последствия войны: грузино-российский конфликт год спустя», сообщает GHN. В докладе отмечается, что в Южной Осетии и прилегающих к ней районах обстановка остается по-прежнему напряженной.
«Угроза, исходящая от «взрывоопасных остатков войны», еще не ликвидирована; в районах боевых действий продолжается разминирование. Постоянная напряженность и чувство незащищённости мешают многим людям вернуться в свои дома к прежней жизни. Многие вернувшиеся сталкиваются с новыми обстоятельствами, порожденными конфликтом; с большим трудом им приходится обстраиваться заново, чтобы обрести средства к существованию», - отмечает Amnesty International.