Похоже, Кадыров преуменьшал их число, а значит, сейчас ему тоже нельзя верить. Собеседники «Кавказского узла» - жители Чечни и представители местных неправительственных организаций, опасаясь открывать свои имена, подвергают заявления Рамзана Ахмадовича сомнениям. «Только за последние два года, если верить данным нашего МВД, в республике было задержано 364 боевика и еще 70 участников вооруженных формирований склонены к явкам с повинной. Это в десять раз больше заявленного количества боевиков», – отметил один из источников.
«Если верить нашему руководству, то в республике уже давным-давно не должно было остаться ни одного участника подполья. Но почему-то их количество уже несколько лет остается неизменным. И власть не стесняется каждый год заверять население, что в следующем году все боевики обязательно будут полностью уничтожены," – говорит другой собеседник информагентства, предполагая, что сейчас в ущельях скрывается до нескольких сотен членов НВФ.
Впрочем, можно допустить и то, что ряды боевиков постоянно пополняются. Во-первых, по Северному Кавказу победным шагом шествует радикальный ислам, последователи которого, неверно понимая слова пророков, выходят на джихад против неверных. Это самые фанатичные бойцы, ибо ими движет религиозный экстаз, и смерть в бою с кафирами и муртадами, как они называют местных и федеральных силовиков, ведет их прямо в их ваххабитский рай.
Во-вторых, Чечня – это не изолированный субъект федерации. В горной местности в нее легко проникают банды из Дагестана и Ингушетии, где контроль силовиков, как и их численность, на порядок ниже. В дополнение к этому, Чечня соседствует с Грузией, и российские спецслужбы периодически сообщают о помощи, которую получает северокавказское подполье из-за рубежа через братскую, но в данный момент проамериканскую страну.
В прошлом году директор ФСБ России Александр Бортников и другие источники в силовых структурах СКФО заявляли о проникновении из Грузии группы из 70 членов НВФ, которые прошли боевую подготовку на территории соседней страны. В Грузии эту информацию по обыкновению назвали провокацией. Да и чеченские пограничники заверили, что охраняют рубежи достаточно хорошо, чтобы не допустить переправки бандгрупп. Но диверсантам совершенно не обязательно надевать камуфляж и навешивать на себя автоматы при переходе границы.
Так что реально сосчитать боевиков в Чечне, да и по всему Северному Кавказу, невозможно. Заявления на этот счет преследуют свои цели. Кадыров мог таким образом попытаться надавить на рядовых членов бандгрупп, не осведомленных об истинных масштабах сопротивления законной власти, и, возможно, склонить их к сдаче. Не случайно он упомянул и о 21 амнистированном за 2011 год боевике. Кроме того, 30-40 загнанных в горы бандитов не так страшны для инвесторов, на которых рассчитывает чеченское правительство.