Один за другим столицу России посетили президенты Армении и Абхазии Серж Саргсян и Александр Анкваб. Оба лидера говорили об интеграции, но вместе с тем обсуждали немало прикладных проблем. Одна из них - железная дорога из Армении в Россиию. И поэтому, визит в Москву абхазского президента тоже не был лишним.
Завершился визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву. Это была его первая зарубежная поездка после переизбрания на второй срок. Официальные сообщения, которые были распространены администрациями глав Армении и России, общими фразами (где мало конкретики) пересказывают суть встречи Путина и Саргсяна. Кроме вопросов двустороннего характера, как ранее сообщил Кремль, стороны должны были обсудить вопросы интеграции на пространстве СНГ.
В контексте визита Саргсяна довольно интересен тот факт, что в этот же момент в Москве находился и президент Абхазии Александр Анкваб. Нахождение главы Абхазии в Москве во время визита главы Армении, как утверждают аналитики, не из ряда случайностей. Тема открытия железной дороги, которая уже несколько месяцев хотя бы декларативно находится на повестке, не могла не стать предметом беседы президентов в двустороннем или трехстороннем форматах.
По мнению большинства экспертов, в регионе сложилась "уникальная возможность" задействования закрытого еще в начале 1990-х гг. абхазского участка железной дороги. Она может стать новой "транспортной аортой" Южного Кавказа, которая в перспективе соединит Россию с Ираном через территории Абхазии, Грузии и Армении. Против реализации данного проекта пока выступает Абхазия, что обусловлено определенными фобиями по отношению к Грузии. Но в политике нет ничего невозможного - она искусство возможного. Здесь действует принцип "никогда не говори никогда".
"От эксплуатации железной дороги выиграют все стороны. Этот проект мощнейший стабилизатор и может изменить облик и содержание всего региона Южного Кавказа", - отмечают наблюдатели.
Редкая возможность
Есть вероятность, что во время визита Саргсяна в Москву в двустороннем или трехстороннем форматах были праведны встречи и консультации между главами Армении, России и Абхазии. Об этом в интервью корреспонденту BigCaucasus в Ереване сказал заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян.
В этом вопросе одним из ключевых игроков является Грузия. Еще совсем недавно позиция Тбилиси по вопросу железной дороги была категоричной: до восстановления грузинского влияния на Абхазию, о проекте не могло быть и речи. Но теперь все изменилось. Вспомним, что буквально на той неделе Ереван посетил грузинский министр обороны Иракли Аласания. А незадолго до него в Армении гостил и сам новый грузинский премьер Бидзина Иванишвили. "Аласания - довольно влиятельный представитель новых властей Грузии. Во время его визита в Ереване, с армянской стороной, наряду с другими региональными проблемами, думаю, был также обсужден вопрос открытия железной дороги", - считает Сергей Минасян. Мы знаем о том, что именно новые грузинские власти инициировали диалог по поводу возможности восстановления железной дороги.
И все таки, основной темой повестки переговоров Саргсян-Путин является позиция Армении по Таможенному союзу, который станет ядром будущего Евразийского союза. Между тем формат армяно-российских отношений должен учитывать тот факт, что у Армении нет общей сухопутной границы со странами Таможенного союза. В целом, по словам Минасяна, пока вероятность восстановления железнодорожного сообщения не велика. "Но сейчас создалась уникальная ситуация, поскольку за прошедшие 20 лет грузинская сторона изменила свою позицию и положительно смотрит на перспективу открытия железной дороги", - заключил наш собеседник.
Единое цивилизационное пространство
Россия, Абхазия, Грузия и Армения - частицы единого цивилизационного пространства. Это мнение директора научно-образовательного фонда "Нораванк", (государственный мозговой центр) Гагика Арутюняна. Он считает естественным возможное открытие абхазской железнодорожной ветки. "Успех этого проекта изменит облик и содержание всего Южного Кавказа", - подчеркнул в интервью BigCaucasus Арутюнян.
Вместе с этим эксперт предупредил, что не стоит рассчитывать на быструю реализацию "железнодорожного проекта". "Несмотря на то, что новый транспортный коридор в целом исходит из интересов всех сторон, однако он будет идти шаг за шагом и могут возникнуть даже болезненные моменты. Все-таки была война (между Абхазией и Грузией) и есть недоверие", - подчеркнул он. Как он считает, это первый значимый шаг по региональной экономической интеграции в более широком интеграционном пространстве СНГ.
Наблюдатели считают, что в последнее время вектор Армении в интеграционном плане более склоняется в сторону Таможенного союза. Это обусловлено, в первую очередь, огромными инвестициями России в Армении (около $3 млрд) и вопросом безопасности в нагорно-карабахском фронте. Каждый дрейф Еревана в сторону ТС болезненно воспринимается со стороны Брюсселя, который в каждый удобный момент пускает "предупредительные выстрелы". ЕС предупреждает, что вступление Армении в ТС сулит ей проблемы в евроинтеграции в плане заключения договоров об упрощении визового режима и свободной торговле.
"Армения может более тесно сотрудничать с Таможенным союзом вплоть вступления туда в определенной форме, но это не значит, что нужно попрощаться с ЕС. Конечно, подключение к Таможенному союзу создаст определенные проблемы в отношениях Ереван-Брюссель, но при наличии политической воли выход можно найти. Нынешние заявления еврочиновников можно истолковать как из ряда сцен ревности", - подчеркнул Гагик Арутюнян.
Российский эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев считает, что главной причиной, почему Армения так долго уклоняется от ответа на вступление в ТС и ЕврАзеС заключается в том, что по ряду объективных причин ей очень непросто определиться в каком интеграционном поле она хотела бы жить - в российском или западном. "Сейчас и общественное мнение страны и ее власти стремятся получить лучшее от двух систем, но все идет к тому, что жить на два дома долго не получится. В этом отношении, с точки зрения России дело обстоит так. Ереван хочет, чтобы Москва ему давала деньги, защищала его, гарантировала бы неприкосновенность, решала вопрос Карабаха и получала бы из-за этого для себя немалые проблемы экономического, политического, репутационного свойства и т.д. Но при этом свое экономическое будущее и направление своего развития Армения все же видела не в России, в а ее извечном оппоненте - Западе. Это очень неустойчивая ситуация и вряд ли она может длиться долго. Невеста не может выбрать сразу двух женихов и не может выбирать бесконечно или она останется в старых девах! Думаю, именно это была основной темой визита Саргсяна в Москву", - сказал в интервью BigCaucasus Епифанцев.
Абхазов убедить не просто, но возможно
Абхазия, в отличие от Армении не испытывает пока проблем цивилизационного выбора. Однако, если речь идет о железной дороге, то в самой сложной ситуации оказывается именно президент Абхазии Александр Анкваб. Складывается ситуация, когда все остальные участники этого процесса - Россия, Грузия и Армения высказываются "за" восстановление железной дороги. Без согласия абхазской стороны запустить проект невозможно, но общественное мнение внутри страны выступает против. Масла в огонь подливает неурегулированность проблем с Грузией. Но самое главное даже не это: Абхазии эта дорога не нужна, экономический эффект конкретно для местного бюджета будет минимален, а трасса пролегает прямо вдоль пляжей в самых туристически привлекательных регионах страны. Сейчас, пока все движение ограничивается несколькими десятками грузовых вагонов по ночам, парой электричек и одним пассажирским поездом Сухум-Москва, проблем нет. Но, транзитная магистраль, это нечто другое. Советское время и грохочущие по пляжу товарняки еще многие тут помнят.
Преодолеть противление общественного мнения Анквабу будет очень нелегко. Практика последних лет показала,что никакие "антинародные" проекты осуществить не удалось, несмотря на всю заинтересованнность внешних игроков. Однако, можно предположить, что давление из вне на президента Абхазии будет расти, в случае если другие акторы будут и впредь высказываться "за" восстановление дороги.
Одним словом, это будет сложный вопрос. Во всяком случае, Анквабу придется предъявить в Сухуме очень весомые экономические и политические аргументы, которые позволят убедить оппонентов поддержать проект. Пока трудно представить, какие это могут быть проекты и аргументы.
Сложности внутриполитического характера могут быть и в Грузии. В общественном секторе будет много тех, кто выступит против проекта. Пока у грузинских властей есть хороший карт-бланш, но проект восстановления Транскавказской дороги, проблема не одного месяца или года. Почти очевидно, что рейтинг новой команды в Тбилиси будет падать и соответственно, в общественном мнении будут усиливаться голоса противников проектов, цементирующих существующую, невыгодную для Грузии политическую реальность.
Аршалуйс Мгдесян, Антон Кривенюк