Мочить террористов в сортирах российские силовики научились, как только к власти пришел Владимир Путин. А вот "солить в бочках" только собираются. В Чечне духовным лицам запретили отпевать убитых боевиков и хоронить их на общих кладбищах. Ингушский лидер Юнус-Бек Евкуров, откликаясь на нововведение, заявил, что не выдавать трупы, "солить их" - значит, плодить терроризм. "Евкуров о солении тел что-то знает, раз говорит об этом", - парировал чеченский лидер Рамзан Кадыров.
Мочить террористов в сортирах в свое время призывал даже президент Владимир Путин. Но оказывается, их можно еще и солить. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у себя в блоге высказался по поводу запрета хоронить боевиков на общих кладбищах в Чечне так: "Если кто-то думает, что можно не отдавать тела, не хоронить по-человечески, где-то в бочках их солить и т.д. - то мы будем попросту плодить терроризм, еще больше".
Евкуровская фраза, естественно, не подразумевала никаких особых манипуляций с трупами, а использовалась лишь как образное выражение. Но попала она, что называется, не в бровь, а в глаз. Ну, или в огород Рамзана Кадырова.
Чеченский лидер не преминул ответить на своем официальном сайте. "Видимо, Евкурову известно что-то про методы "соления человеческих тел в бочках", если он об этом так говорит. В Чечне об этом никогда и никто ранее не слышал, пока не написал Евкуров", - отмечается в заявлении Кадырова.
Вообще-то Евкуров критиковал не своего коллегу, а решение ДУМ Чечни. И то, что Кадыров воспринял слова о засолке тел боевиков на свой счет, выдает в нем либо автора запрета на похороны, либо активного лоббиста этой идеи.
Два лидера соседних вайнахских республик снова продемонстрировали, насколько по-разному относятся к проблеме терроризма. Евкуров хочет вывести бандитское подполье на божий свет, а Кадыров предпочитает "мочить в сортирах". Евкуров идет на диалог с родней убитых боевиков, а Кадыров поощряет запрет Духовного управления мусульман хоронить трупы по традиции на общих кладбищах.
Евкуров опускаться до войны с боевиками-мертвецами не стал. "Важно понимать: есть Закон о терроризме, - напомнил глава Ингушетии в своем блоге. - Там, в этом документе, четко прописано: кто подпадает под закон о терроризме и т.д., а также указано на то, что тела террористов родственникам не выдаются. Это - закон. Теперь о тех, кто не попал под закон о терроризме. После всех следственных мероприятий тела надо отдавать родственникам, и пусть родственники их хоронят. На этих примерах оставшихся в семье детей предостерегают от совершения тех же преступлений".
"Я за то, чтобы этих людей хоронили - и пускай вообще про них забудут после этого. Забудут навсегда", - заключил ингушский лидер.
Кадыров в ответ "настоятельно посоветовал Евкурову обратить свой взор на проблемы обеспечения безопасности в Ингушетии, тем более что их, к большому сожалению, очень много".
Для Евкурова, по словам его советника Беслана Цечоева, запрет на похороны в соответствии с обычаями неприемлем не только с этической, но и юридической точки зрения. "Глава Ингушетии, Герой России Юнус-Бек Евкуров, сторонник верховенства закона в России, считает, что все прописано в законе, поэтому надо просто следовать букве закона. Я думаю, что любые иные запреты, не прописанные в законах Российской Федерации, как инициативы общественных или религиозных объединений, которые носят не рекомендательный, а именно принудительный характер, не очень-то укладываются в рамки законов нашей страны России, - сказал Цечоев в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа". - Если говорить о методах Евкурова, то они комплексные. И ему удалось, благодаря комплексным и прописанным в законе методам, стабилизировать ситуацию в республике".
Глава ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов тоже "как ни странно" поддерживает Евкурова, "хотя и у нас не все так гладко, как говорят". "Никогда война с мертвыми не добавляла мужества. Человек, придерживающийся этикета, никогда не будет воевать с трупами. Это низко, - отметил он в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа". - Я понимаю точку зрения официального ДУМ Чечни. Если на похоронах не присутствовали бы официальные представители духовенства - это их лично право. Но заставлять, чтобы туда не приходили люди, или кого-то обязать не подавать руки, это неправильно. Они ведь хоронят воров бюджета, тех, кто объедает народ, алкоголиков и наркоманов, тех, кто торгует этой смертью. Родственникам надо дать возможность похоронить людей. А будет ли участвовать духовенство - это не самое главное. Самому трупу этим никак не нанести вреда".
С точки зрения закона о терроризме, не выдавать родственникам можно лишь тела боевиков, к которым применялась 205 статья. Однако большинство уголовных дел, по словам Муцольгова, возбуждают по статьям об участии в НВФ, ношении оружия или покушении на сотрудников правоохранительных органов. Тела подозреваемых по ним выдавать можно. "Но я хочу подчеркнуть, что главный закон - это Конституция Российской Федерации, и никто не может запретить хоронить своих родственников, как и запретить имамам ходить туда", - сказал правозащитник.
Вместе с тем Муцольгов отметил, что Кадыров с Евкуровым спекулируют на теме, кто лучше борется с терроризмом, но "у нас здесь уже 90 тысяч солдат, бойня идет, а улучшения нет".