Карачаево-Черкесский бизнесмен Магомед Каитов, много лет возглавлявший энергосистему Северного Кавказа, накануне был арестован по обвинению в махинациях, которые нанесли ущерб в четыре миллиарда рублей. Ранее по преступной деятельности МРСК Северного Кавказа были заведены уголовных дела на десятки миллионов рублей, но по ним Каитов проходил лишь как свидетель. Регионального "энергокороля" сверг Иван Сечин еще в 2011 году, а затем его уличил в мошеннических схемах Владимир Путин, в тот момент бывший премьер-министром.
Арестованным накануне экс-главой энергетической региональной компании оказался карачаево-черкесский бизнесмен Магомед Каитов. О его задержании накануне сообщили СМИ, не называя имени, хотя о расследовании деятельности Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа (МРСК СК) в период правления ею Каитовым было известно давно. Сегодня газета "Коммерсант" подтвердила вчерашние догадки.
На официальном сайте МВД России сообщается, что следователями "задокументирована противоправная деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в хищении денежных средств ОАО "МРСК Северного Кавказа" и энергосбытовых компаний региона в особо крупном размере". Речь идет о четырех миллиардах рублей ущерба.
В 2007 — 2011 годах руководство МРСК СК пошло на сотрудничество с ООО "Юрэнергоконсалт", которое от имени сетевой компании собирало платежи за электроэнергию от потребителей и производило расчеты. Однако часть полученных средств ООО направляло на счета московских коммерческих организаций. Там они расходовалась, как отмечается в пресс-релизе МВД, "на приобретение ценных бумаг, покупку объектов недвижимости, приобретение акций различных юридических лиц".
Надо сказать, что Каитова руководство РАО ЕЭС России в свое время поставило руководить энергосетями Северного Кавказа как раз с целью "выбивания долгов". Занимался он этим с переменным успехом. В Дагестане, для того, чтобы вынудить население и власти платить по счетам, в 2008 году он устроил локальный энергокризис — отключил свет Махачкале. После этого подстанцию "Дагэнерго" ("дочки" МРСК СК) захватили вооруженные люди и восстановили энергоснабжение республиканской столицы.
Когда этот эпизод разбирался в полпредстве тогда еще объединенного Южного федерального округа, руководитель дагестанского Управления федеральной антимонопольной службы России Курбан Кубасаев обвинил Каитова в нецелевом использовании миллиардов рублей, которые Москва выделила на субсидирование энергетической отрасли. МРСК СК вложила их в московские банки. Магомед Каитов в ответ на обвинения заявил, что сделал все правильно, так как компания получила выгоду в 500 миллионов рублей.
О том, что средства, полученные МРСК, расходовались не по назначению, впервые публично заявил в декабре 2011 года тогда еще премьер-министр Владимир Путин. Разбирая причины катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, он обвинил в коррупции нескольких руководителей региональных энергокомпаний. Особенно досталось как раз Магомеду Каитову. "Энергетическая система Северо-Кавказского региона в значительной мере контролируется одной семьей — семьей господина Каитова. Потребители проводят оплату за поставленную энергетику на счета аффилированных компаний, которые выступают агентом энергетических сбытовых компаний. Далее часть полученных средств обналичивается через фирмы-однодневки или присваивается членами семьи", — заявил тогда Путин.
К тому моменту Каитов уже ушел "по собственному желанию" с поста руководителя МРСК СК. Это случилось на следующее же утро после того, как его раскритиковал тогдашний вице-премьер Игорь Сечин. Он приезжал на Ставрополье закладывать Барсуковскую ГЭС и заявил, что в регионе нарушается законодательство, имея в виду то, что сетевая компания совмещает функции поставки электроэнергии по сетям и продажу ее потребителям. Когда же ставропольцы задали Сечину вопрос о том, правомерно ли им выставляют счета по нормативу, а не по показаниям счетчиков, вице-премьер посоветовал обратиться в суд на собственников энергокомпаний. "Есть такой герой — господин Каитов. Он, работая в МРСК, собрал себе персональные привилегии. Должен быть наказан. Нехорошо отнимать у ближнего", — процитировала Сечина телекомпания "Ставрополье".
Возможно, Каитов надеялся, что его добровольная отставка поможет избежать ответственности за махинации. Однако в 2012 году по факту хищений в МРСК завели уголовное дело, в котором назывался ущерб на 198 миллионов рублей. В конце марта 2013-го было возбуждено еще одно дело по тому же факту. На этот раз ущерб оценили в 25 миллионов рублей. Экс-директор проходил по ним только как свидетель.
В интервью "Интерфаксу", которое провисело на сайте лишь сутки, он как-то заявил, что при новом руководстве МРСК СК скоро может дойти до банкротства. "И до такого состояния довели за полтора года: я компанию передавал без долгов", — подчеркивал он.
Однако это утверждение не соответствует действительности. "МРСК Северного Кавказа никогда не процветала, — заявил в комментарии корреспонденту BigCaucasus директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Состояние дел в нем — одно из самых худших среди межрегиональных распределительных сетевых компаний. Долги были и при Каитове, есть и сейчас".
В то же время упреки Сечина в адрес Каитова о незаконном совмещении сбыта и распределения, которые в 2011 году привели к отставке "энергокороля", эксперт считает необоснованными. "Решение, что сети и сбыт региона должны быть объединены, было принято во времена РАО ЕЭС России на государственном уровне, и оно было продиктовано необходимостью четко понимать, кто будет контролировать сетевой комплекс Северного Кавказа. Если в других регионах разделились распределительные сети и сбыт, то здесь такого не произошло, чтобы не потерять весь комплекс", — пояснил Сергей Пикин.
Он также отметил, что ни один из руководителей энергетических компаний, которых на знаменательном совещании в декабре 2011 года критиковал Владимир Путин, не стал фигурантом уголовных дел. Но и такого масштаба ущерба — в 4 миллиарда рублей — тоже никто их них не нанес.
Светлана Болотникова