Дагестан - это неотъемлемая часть России, любят говорить его жители. Все так, но российские реалии отражаются в нем, как в кривом зеркале, да еще и под суры Корана. Есть социальная реклама, но с напоминанием о кровной мести. Есть публичные дома, только там клиентов благословляет имам. Есть курсы - по обучению намазу за один день. Бандиты с религиозным уклоном. ЕГЭ для учителей и вузы чуть ли не на каждой улице.
Дагестан впитал в себя, пожалуй, все российские нововведения последних 20 лет. Но сделал это по-особенному, по-кавказски. Взять хотя бы социальную рекламу на телевидении, второй день подряд сражающую наповал российских посетителей YouTube. Стоит перед судом парнишка, а его родители уже договорились с судьей. И вот его выпускают в объятия любимой девушки, но тут же за углом парня убивает женщина - мститель. "В тюрьме он был бы жив. Поощряя коррупцию, мы рискуем", - вещает голос за кадром мультяшного видеоролика.
Вообще-то, женщины по кавказским традициям не совершают кровную месть, если жив хоть один мужчина - родственник. Да и стреляет героиня сюжета левой рукой, как суперпрофессионал. Но это мелочи. Все равно видно, что ролик подгоняли под кавказский менталитет. Как выяснили журналисты, эту рекламу создало еще два года назад агентство "Мега Стар" по заказу дагестанского Комитета по печати и массовым коммуникациям. Как заявил экс-глава агентства Юрий Атаев, ролик прошел на государственном телевидении, а теперь остался в эфире некоторых кабельных телеканалов. Им были сняты также видеоролики, на которых дипломы покупают будущие медики и лечат потом друзей и родных, а взяткодатель превращается в демона и нападает на чиновника.
Религиозная тематика вообще является характерной чертой дагестанской социальной рекламы. Активно ее развешивает Духовное управление мусульман республики. Например, напоминает с уличных щитов: "Приветствуйте друг друга наилучшим приветствием - Ассаламу алейкум", "Любовь к Родине - часть веры" или "Первое, к чему призывает Коран после Единобожия - это почитание родителей".
Во время месяца Рамадан Дагестан заполняется лозунгами, призывающими поститься, молиться, почитать старших. В эфир электронных СМИ просачиваются религиозно-социальные слоганы "Ислам - религия, а не террор, хиджаб - одежда, а не оружие" или "И запретил Всевышний вам мерзости" - против курения, наркомании и алкоголизма. В центральной России это звучало бы так "Подари мне жизнь" или "Подари себе рак".
Кстати, с алкоголем в республике становится все сложнее. Если в России приняли закон, по которому без пяти минут 10 утром невозможно купить алкоголь, а спустя пять минут уже разрешено, то в Дагестане, после серии взрывов кафешек и продающих горячительное магазинов, власти наложили полный запрет на продажу спиртного в летний месяц Рамадан. Те, кто еще в прошлом сезоне отпусков позволял себе расслабиться на Каспийском побережье с бутылкой вина, сегодня подумывают, стоит ли ехать туда в период мусульманского поста. За что наказали немусульманских туристов и местных жителей, тамошние русские недоумевают. К слову, со свининой в республике тоже становится туго.
А вот от публичных домов, которые подпольно существуют по всей России, в Дагестане отказаться не смогли. Там их тоже взрывали, пока владельцы не нашли выход: делать мусульманских проституток женами на одну ночь. Как описывал недавно журналист Закир Магомедов, клиенты-мусульмане выбирают понравившуюся им женщину, и мулла заключает между ними брак. В исламе это так же просто, как развестись. Утром достаточно три раза произнести "я с тобой развожусь", и ты свободен. А если мусульманская гетера запала в душу, ее можно забрать с собой по тому же шариатскому праву женатого на ней мужчины. В Махачкале подобных публичных домов пять или шесть.
Заместитель имама махачкалинской центральной мечети Магомед Курбандибиров браки ради секса назвал не соответствующими духу мусульманского брака. Но таких знатоков в Дагестане, несмотря на 20 лет исламизации, в республике немного. Гораздо больше тех, кто воспринимает лишь внешние атрибуты религии, не задумываясь о ее сути. Поэтому и можно услышать по радио рекламу коммерческих курсов: "Обучение намазу за один день", хотя Аллах завещал: "не продавайте мои аяты за малую цену".
Коран запрещает много того, что присутствует в российских реалиях. К примеру, ростовщичество. Но банки в Дагестане успешно работают. Лишь недавно на финансовом рынке появились специализированные мусульманские кредитные организации, которые не начисляют, но и не берут процентов. Их доходы основаны на комиссии и прямых инвестициях, согласованных с конкретным клиентом. Правда, чтобы получить такой кредит, нужно доказать, что ты истинно верующий.
Между тем самые "верующие" дагестанцы уходят в леса на джихад. Их религии, по их мнению, угрожает опасность, и святой обязанностью своею они называют борьбу с неверными - "кафирами" и их прислужниками "муртадами". По сути, это обычные бандиты, рэкетиры и киллеры, но с религиозным уклоном. Православные фанатики, появившиеся по всей России, громят кощунственные художественные выставки, а исламские убивают людей.
Может быть, дагестанцы так криво преломляют российскую действительность от засилья суеверий и нехватки образования? Единый государственный экзамен скоро разучит думать всю Россию, но дагестанских школьников он развратил окончательно. Учителя в туалетах пишут за выпускников ответы, которые потом подкладывает ученикам наблюдатель за ЕГЭ. Экзаменующиеся звонят по телефонам, списывают со шпаргалок и получают потом прекрасные баллы, с которыми захватывают места в лучших российских вузах. А если не получилось, то поступают в какой-нибудь филиал какого-нибудь института, благо таких на Северном Кавказе расплодились десятки, и даже Министерство образования России не посмело их закрыть. А когда молодежь козыряет дутыми аттестатами, социальная реклама для Дагестана от "Мега Стар" с лозунгом "Покупая пустой диплом, вы рискуете" вряд ли поможет.