Город Дербент в Дагестане считается самым древним городом в России. Это очень красивое и удобное для жизни место. Высокие горы спускаются здесь прямо к морю старинными улочками. Этот город имеет великолепную, по российским меркам, демографическую статистику. За девять лет, с 2002 по 2011 год, его население выросло почти на двадцать тысяч человек - со 101 до 120 тысяч. В этом росте нет мигрантов, во всяком случае внешних.
В Дербенте все свои, в семьях по три-четыре ребенка, с окрестных горных районов идет миграция в город. Тут хоть что-то можно заработать. Но людей слишком много для местной экономики. Молодежь не хочет сидеть в горных аулах, улицы наполнены молодыми людьми, которые сидят в одноклассниках и щелкают семечки. У них нет работы, они живут либо за счет родителей, либо вся семья перебивается между ежемесячными выплатами денежных переводов от более успешных родственников, живущих в других российских регионах. Шлют копейки - сто, двести, триста долларов. У этих молодых людей денег не было никогда в жизни, и они не знают, что такое иметь деньги. Порог их запросов снижен до уровня наличия в гардеробе пары туфлей, одной кожаной куртки на холодный сезон и одной майки с надписью Dolce&Gabbana. Если надо идти на свадьбу, они одолжат красивые черные туфли у двоюродного брата. Надо положить на телефон денег - стрельнут десятку. Сто рублей для них - это очень большие деньги. Мы сейчас рассказываем не о каких-то маргиналах. Это массовая картина в северокавказских регионах, где людей больше, чем работы.
В Тверской области есть все - земля, дома, работа, и только один минус - холодная зима. На бирже труда одного из северных районов региона масса вакансий. Среди них и те, которые требуют хорошей квалификации - врачей, педагогов, и просто для работы в еле живых колхозах. Заработная плата в среднем 15-20 тысяч рублей в месяц - бешеные деньги для сидящего на корточках в Дербенте дагестанца. Ярмарка вакансий закончилась, работу нашли только трое местных жителей. Остальные не хотят - люди не готовы копаться в земле, предпочитая жить на социальные пособия.
Эти картинки мы показали с одной целью: в стране, в которой существует столь серьезный дисбаланс между демографическими ситуациями в разных регионах, неизбежно перераспределение трудовых ресурсов, в данном случае - с юга на север. И оставим извечных таджиков и узбеков: внутри России существуют огромные культурные и ментальные различия. Кстати, Концепция миграционной политики уделила внимание внутренней миграции: ей тоже включается зеленый свет. Либерализация ждет даже такой сдерживающий институт, как прописка. Планируется существенно облегчить решение вопросов, связанных с легализацией населения при переезде из одного региона в другой.
В завершении Концепции новой миграционной политики есть раздел об информационном обеспечении программы. Но в нем нет важного пункта - информационной поддержки и пропаганды демографических и культурных изменений в России, которые будут неизбежно происходить. Страна будет менять свой облик, сложившийся как минимум за последние полвека. Люди к таким изменениям не готовы никогда и нигде. И им придется объяснить и доказать, что без демографического роста, который далеко не всегда связан с естественными причинами или возвращением соотечественников, будущего у России нет.