То, что Рамзан Кадыров в рейтингах популярности, открытости и успешности региональных лидеров находится на лидирующих позициях в России, заслуга в первую очередьКаримова, а потом уже самого главы. Это пресс-секретарь старается, чтобы о Чечне писали как можно больше положительных статей. Он частенько сам комментирует новости, не обременяя шефа лишними вопросами. За спокойствие Рамзану Ахматовичу миллиона не жалко.
Пресс-секретарям других республик Северного Кавказа такие поощрения и не снились. Как заявил корреспонденту GTimes Зубайру Зубайруев, начальник Управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана, в его управлении таких премий "по-моему, нет". Хотя работа на этой должности там напрямую связана с риском для жизни. Предшественник Зубайруева Гарун Курбанов был расстрелян из автомата в июле прошлого года.
Впрочем, Зубайруев Каримову не завидует и никому не советует: "Я уверен, что в Москве пресс-секретари получают в месяц по 200 тысяч рублей. Вы вряд ли должны обижаться, вы быстрее эти деньги зарабатываете. Я не хочу это комментировать, это их, чеченцев, дело, мне это неинтересно".
Зато это интересно всей России, которая пристально следит, как Чечня тратит выделяемые ей миллиардные дотации, компенсации, субвенции и прочие "бонусы" за разруху военных лет. Одно дело, когда на них строят проспект Путина. И совсем другое, когда деньги уходят на поощрение чиновников. В распоряжении сказано, что средства Каримову следует выделить из Резервного фонда республики, который составляет 385 миллионов рублей. По закону, их можно тратить как на помощь нуждающимся, так и на "премии за достижения наилучших показателей при исполнении служебного долга", на усмотрение чеченских властей. Чем не личный кошелек руководства республики?
Есть у Кадырова и другой источник для поощрения любимчиков - это фонд имени Героя России Ахмата Кадырова, пополняемый друзьями-олигархами и, как заверял один информированный собеседник GTimes, доходами от продажи добытой, но неучтенной нефти.
В самой Чечне премии не удивляются. "Кадыров щедр в узком кругу. А Каримов - действительно человек, который много для него и для пресс-службы сделал", - отметила в разговоре с корреспондентом GTimes правозащитница Хеда Саратова. Но она не удержалась и напомнила, что пресс-секретари в других регионах живут намного скромнее, а этот миллион можно было бы потратить с большей пользой. Например, помочь жителям пригорода Грозного - Гикало, дома которых после наводнения стоят в воде, а по всему поселку разносится тухлый запах. Или спонсировать возвращение из Ингушетии 12 семей беженцев.
Вместо этого средства тратятся на человека, который два-три года назад лично предупредил правозащитников, в том числе и Хеду Саратову, чтобы не нарушали покой главы республики. "Я - пресс-секретарь Кадырова, и если к нему кто-то приблизится без моего ведома - скворечник снесу".