Прошло уже почти две недели после событий в ущелье Лапота, но ни одно из сообщений за это время о случившемся там, не только не дает возможность узнать подробности произошедшего, а наоборот все больше запутывает ситуацию.
Понятно лишь одно - то, что случилось в Лапота тщательно скрывается грузинскими властями, поскольку правда может грозить правительству Саакашвили большими проблемами, как внутри страны, так и за ее пределами. Северокавказское подполье также старается придерживаться грузинской версии случившегося, не вдаваясь в подробности.
По первоначальной версии группа боевиков пересекла грузино-российскую границу со стороны Дагестана. Они якобы пытались уйти в Грузию от преследовавших их российских силовиков. Боевики захватили в заложники местных жителей, чтобы те не смогли сообщить о них полиции, но в итоге заложники были освобождены, боевики уничтожены. В результате этого боя погибло 11 боевиков , 2 грузинских силовика и врач.
В пользу этой версии на сайтах радикальных экстремистов «Имарата Кавказ», а если точнее "вилайата Дагестан", так называется по терминологии боевиков республика Дагестан, были опубликованы обращения с обещанием, отомстить грузинским властям за уничтоженный дагестанский джамаат (отряд).
Грузинская сторона утверждала, что погибшие военнослужащие и врач предложили себя вместо заложников, однако не уточнялась процедура обмена, и почему боевики согласились на такой обмен, который в принципе был не в их интересах. Непонятно, зачем боевикам менять запуганных крестьян, на профессиональных военных и врача, которых пришлось серьезно охранять?
Через нескольких дней выяснилось, что джамаат состоял в основном из чеченцев, многие из которых имели убежище в Европе, а двое из погибших боевиков были граждане Грузии, чеченцы-кистинцы выходцы из Панкиского ущелья. Тексты с угрозами в адрес Грузии с сайтов дагестанских боевиков были удалены. Затем стало известно, что не все боевики погибли, часть из них смогла уйти с места боя.
Потом появилась версия о причастности грузинских властей к случившимся событиям, но не как стороны пострадавшей, а как организатора данной группы, но решившей в последний момент переиграть ситуацию. Боевикам, видевшим себя уже на пути Джихада в горах Чечни и Дагестана было приказано разоружиться, они отказались и были уничтожены.
В пользу этой версии говорит многое, большинство погибших имели статус политического беженца в Европе, у них не было легальной возможности попасть на российский Кавказ. Более того, в прошлом, такие, как бывший телохранитель Ахмеда Закаева, погибший в этом бою Дошуев Дукваха был хорошо известен российским правоохранителям и участвовал еще в первой чеченской компании. А экипировка и оружие уничтоженных боевиков, которые показало грузинское телевидение, могут убедить в пользу этой версии самого законченного скептика.