Дагестанское правительство выработало методичку для приезжающих в Москву земляков. Между тем все кавказцы уже четвертый год живут по кодексу чести, написанному Российским конгрессом народов Кавказа и распространяемому в виде специальных брошюр. Он служит напоминанием о том, чему молодых людей учили родители, поэтому на невоспитанных никак не воздействует. Да и вообще, в конгрессе приходят к выводу, что этот кодекс пора переработать так, чтобы он стал руководством для всей российской молодежи.
Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил журналистам, что республиканское министерство по национальной политике "выработало методичку", как дагестанцам надо вести себя в Москве. "Это не закон, требующий исполнения, это правила - как избегать конфликтных ситуаций и прочего. Эту брошюру мы распространяем в Москве", - сказал республиканский лидер, отвечая на вопрос о "кодексе поведения дагестанцев".
В постоянном представительстве Дагестана по Московской области корреспонденту "Большого Кавказа" сегодня не смогли уточнить, что это за методичка. А в столичной Ассоциации Молодежи Дагестана предположили, что речь идет о буклетах, которые уже несколько лет выпускаются Российским конгрессом народов Кавказа (РКНК).
На сайте Конгресса действительно есть документ под названием "Кодекс кавказца". Он появился еще в 2010 году. Именно тогда в столице муссировалась идея ввести "кодекс москвича". Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев пояснял, что это будет свод правил, который поможет приезжим ориентироваться, что принято, а что нет в данном социуме: "Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски".
"Кодекс москвича" бурно обсуждали и часто осуждали, особенно в части запрета на проявление национальной культуры. Документ собирались передать на рассмотрение Мосгордумы, но потом инициатива сошла на нет. Наверное, помешали пожары в Центральной России и дым над столицей, который рассеялся только с отставкой мэра Юрия Лужкова.
Впрочем, за кодекс для кавказцев, выезжающих в другие регионы России, ратовали не только москвичи. Заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском Федеральном округе Владимир Швецов сообщал, что такой документ разрабатывают в Пятигорске - окружном центре. По его словам, кавказцы за пределами малой родины "пытаются свои традиции продемонстрировать, не особо считаясь с мнением окружающих, а здесь другие представления о правилах поведения на отдыхе, что порождает конфликты".
Незадолго до швецовского предложения в краснодарском лагере "Дон" произошел конфликт из-за русской девушки между чеченцами и местными жителями. Он и стал поводом для заявления заместителя полпреда.
Рамзан Кадыров идею кодекса для кавказцев тогда резко раскритиковал, напомнив, что местные народы имеют кодексы поведения, выработанные веками. И в их основе заложены "уважение к старшим, забота о младших, уважение культуры, традиций и обычаев других народов".
Однако Российский конгресс народов Кавказа такой кодекс все-таки довел до ума. В нем на первом месте стоит постулат о том, что "смыслом жизни кавказца является служение Богу, своему народу и Отечеству". Служению Родине посвящены и следующие три пункта, призывающие воевать с врагами, трудиться и уважать выбор своего народа.
"Поступками и чувствами кавказца управляет разум, а сердце помогает ему избежать крайностей. Но основа отношения кавказца к миру - человечность", - гласит пункт пятый. Шестой напоминает о справедливости, основанной на принципе "Не делай другим того, что может быть неприятно тебе".
Далее идут напоминания о благородстве, которое заключается в вежливости и скромности, о духовной чистоте и истинном мужестве, которое "проявляется в терпении и умении управлять собой и ситуацией".
Пункты с 10 по 13 учат уважать другие народы и религии, выслуживать чужое мнение, уметь быть благодарным. И последний, 14-й пункт этого кодекса гласит, что "кавказец отвечает за свои слова и поступки", не нарушает клятв.
Впрочем, кодекс уже немного устарел и нуждается в корректировке, заявил корреспонденту "Большого Кавказа" Султан Тогонидзе, руководитель комитета по делам молодежи РКНК.
"Мы хотели бы в ближайшее время пересмотреть этот кодекс, сделать его более подробным. В данный момент мы не считаем, что должен быть какой-то кодекс поведения для кавказцев или отдельной этнической группы. Есть общепринятые морально-нравственные ценности, на которые мы должны ориентироваться. Эти нормы касаются всех, как кавказцев, так и не кавказцев. Они должны быть свойственны абсолютно всем гражданам Российской Федерации. Почему мы его написали для кавказцев? Потому что мы - Российский конгресс народов Кавказа, и кавказцы являются нашей целевой аудиторией", - пояснил Тогонидзе.
Кстати, Магомедсалам Магомедов, упоминая о кодексе для дагестанцев, предложил разработать такой же для жителей столицы, чтобы они достойно обращались с приезжими. "Отдельным москвичам не помешало бы объяснить, что на футбольных матчах, на стадионах, нельзя болеть против российской команды", - напомнил он о казусе, когда на матче махачкалинского "Анжи" с голландцами с трибун радовались за иностранцев, а не кавказцев.
Добавим, что всем россиянам, а не только москвичам, стоило бы каждый день твердить, что надо уступать место старшим, женщинам и детям, что нельзя курить и пить алкоголь у детских колясок, что материться в общественном транспорте неприлично. Впрочем, все это определяется одним морально-нравственным принципом - уважением к окружающим. Этот пункт из кодекса кавказцев точно универсален.
"Кодекс кавказца" распространяли в виде буклетов или листовок на мероприятиях РКНК. Но в последнее время, по словам Тогонидзе, к этому документу обращались не часто, "потому что появилась государственная идеология по образованию гражданского общества, и мы хотели пересмотреть его в рамках этой тематики".
Наш собеседник отметил, что "кодекс кавказца" не столько описывает правила поведения, сколько "определяет моральные и нравственные ориентиры, традиционные и обобщенные". "Это больше памятка, чем кодекс, чтобы вне зависимости от того, где кавказцы находятся - у себя или в другом регионе России, они ориентировались именно на эти ценности", - говорит Султан Тогонидзе.
Судить, насколько эффективным оказался "кодекс кавказца", сложно. Ведь он должен лишь напоминать о том, что заложено в детстве и юности семьей. "Для тех молодых людей, которых не воспитали должным образом, это будет просто бумага с перечнем норм, как УК РФ, на которые они не будут ориентироваться, - считает глава молодежного комитета РКНК. - Если молодой человек вырос без должного воспитания, то для него это пустой звук".