Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Кавказские судьи под прицелом террористов
16 января 2013 21:22 Среда
Кавказские судьи под прицелом террористов. 21364.jpeg

Убитого накануне вечером судью Верховного суда Дагестана Магомеда Магомедова уже окрестили "принципиальным" за то, что он выносил обвинительные приговоры боевикам. На самом деле судебная система республики работает словно по заказу прокуратуры и оправдывает лишь два процента уголовных дел. Если чем-то и отличался Магомедов от остальных вершителей дагестанских судеб, так это привычкой читать мораль.

Магомед Магомедов вышел из дома на улице Горького и хотел сесть в свою BMW X5, когда раздались выстрелы. По данным следствия, их было не менее пяти. Убивали наверняка. Кто? Это может остаться тайной надолго. Но мотив очевиден  - профессиональная деятельность в Верховном суде Дагестана. По долгу службы Магомеду Гаджиевичу приходилось рассматривать дела боевиков.  Он, по сведениям источников газеты "Черновик" в адвокатуре, давал максимальные сроки и вызывал неприязнь у многих родственников осужденных.

Магомедову открыто угрожали даже во время судебных заседаний, поэтому полгода назад к нему приставили охрану. В январе судья ушел в отпуск и остался без телохранителя. Расправиться с ним могли как недавние клиенты, так и те, из-за которых он и попросил обеспечить ему безопасность.

Средства массовой информации окрестили убитого "принципиальным" судьей за то, что выносил в основном обвинительные приговоры. Дагестанского юриста Расула Кадиева это обоснование удивило.  По его словам, за 2011 год в республике было вынесено только 2 процента оправдательных приговоров. "Из них 60 процентов  - это дела частных денег, которые  никакого отношения к Верховному суду Дагестана отношения не имели точно", - добавил Кадиев в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа".

Для Дагестана как раз в порядке вещей такое понятие, как "судья с обвинительным уклоном".  "На это по-разному можно смотреть. Прокуратура Дагестана, отчитываясь за свою деятельность в прошлом году,  записала это себе в плюс", - отметил эксперт.

Магомеда Магомедова он охарактеризовал как человека словоохотливого и явно неравнодушного к своей работе. "Покойный судья отличался особым отношением к уголовным делам. Он вел суды присяжных. Если другие делают свою работу молча, он свои действия объяснял. Он был разговорчивым человеком во время процесса. Он мог выразить свою моральную позицию по совершенному деянию, по подсудимому. От него доставалась критика и адвокатов, если они что-то не вовремя делали, и прокурорам, если были основания. Я бы не сказал, что он был из судей "самый-самый", просто он отличался эмоциональностью. Это порода такая - принципиальных людей", - рассказал Расул Кадиев.

Собеседник "Большого Кавказа" в коллегии адвокатов "Кавказ" также подтвердил, что Магомедов производил впечатление человека очень принципиального и решительного.  Но его личный опыт работы с этим судьей опровергает утверждение о том, что убитый давал максимальные сроки. Подопечные нашего источника месяца полтора назад в Верховном суде благодаря Магомедову  избежали части инкриминируемых им 24-х статей УК.

Глава коллегии "Кавказ" Константин Мудунов учился с Магомедом Гаджиевичем в университете на курс старше и знал его как очень хорошего человека. "Он был долгое время очень хорошим адвокатом, очень знающим и принципиальным, неординарным", - охарактеризовал погибшего адвокат в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа".  По работе им пришлось столкнуться в суде только пару раз, и в обоих случаях Мудунов, по его словам, добился  своих целей как защитник обвиняемых.

Один из декабрьских процессов Магомедова широко освещала пресса.   На сроки от 8 до 10 лет заключения были осуждены жители Кизляра Рамазан Магомедов, Шуайбгаджи Магомедов и Абдулжапар Лабазангаджиев. По данным следствия, они входили в местную террористическую ячейку "Имарата Кавказ", а значит, их бандитские вылазки преследовали цель  "насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации и отторжения республик Северо-Кавказского региона с последующей организацией самостоятельного религиозного государства".  Во время обысков в их домах был обнаружен широкий арсенал оружия.

Недавно награжденная европейцами адвокат Сапият Магомедова, которая защищала одного из обвиняемых, заявила, что дело сфабриковано, и пыталась дать отвод судье. Как раз за отсутствие беспристрастности и давление на эмоции. "При допросе свидетелей председательствующий оказывал психологическое давление на них, выразившееся в неоднократном повторении того, что свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, ставя под сомнение показания свидетелей,- говорилось в ходатайстве об отводе Магомедова. - Высказывая на суде свидетелям подобное "Вы не думайте, что  мы вам верим, мы прекрасно все знаем и слышим", судья Магомедов постоянно ставил под сомнение показания подсудимых и свидетелей. А когда свидетели настаивали на своих показаниях, судья говорил: "Я направлю на вас материал на возбуждение уголовного дела за заведомо ложные показания". Но Магомедов принять отвод отказался. Как знать, не стало ли именно это его роковой ошибкой?

Быть судьей в России опасно в любом регионе, а на Северном Кавказе опасно вдвойне. "Право.Ру" в прошлом году собрало данные, согласно которым  за пять лет трагически ушли из жизни 27 российских судей. Их убивали и в столице, и в Сибири, но большая часть потерь пришлась на СКФО.

В том же Дагестане Магомедов стал уже вторым  погибшим членом Верховного суда. До него в 2007 году возле подъезда своего дома был расстрелян судья Курбан Пашаев. В марте 2008 года были задержаны подозреваемые в его убийстве Омарасхаб Серажудинов и Муртуз Абдулмеджидов, который, как заявляли следователи, исполнил роль киллера. Третий фигурант дела Мухтар Магомедов был объявлен в розыск. Но о передаче материалов следствия в суд СМИ не сообщали.

Еще двое дагестанских судей один за другим распрощались с жизнью в Унцукульском районе. Сначала неизвестные убили на глазах у жены мирового судью Абудрахмана Гамзатова. Они обознались и принесли извинения женщине. Через месяц они настигли того, на кого охотились. Это был председатель Унцукульского районного суда Магомед Хасбулатов. Убийцы не найдены до сих пор. Найдут ли заказчиков и исполнителей в этот раз? Вероятность невелика.

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона