Всероссийская акция «День гнева», которая должна была состояться во многих крупных городах страны, провалилась. В чем причины? Народ не гневается, или националисты просто не умеют организовывать массовые шествия?
«Чумачечая весна...» - из динамиков, выставленных на главной площади Ставрополя, орет песенка, не перестающая быть хитом уже два года. На площади небольшое скопление детей. Для них тут идет специальная программа, посвященная Дню космонавтики, который в Ставрополе празднуют почему-то на день позже обычного. Сбоку «тусит» группа молодых людей, каждому из них не больше двадцати лет. Они пришли на День гнева, который должен был состояться в Ставрополе 13 апреля, как и везде по России. Но вместо разгневанных соратников они видят детей, водящих хороводы. Молодые люди разочарованы. Зато понятно, почему День космонавтики в Ставрополе отметили на день позже положенного.
Детей на главной площади города собрали, разумеется, не зря. Об этом свидетельствует и наличие сотрудников полиции и городского патруля Терского казачьего войска, которые расположились по периметру площади. Впрочем, судя по всему, даже если бы местные власти не подсуетились и не устроили на площади детский праздник, ничего драматичного 13 апреля не произошло бы. Люди на День гнева в любом случае не пришли.
"От рева "Москва - русский город!" содрогнулись витрины. Мы просто вышли. Потому что мы русские, и потому что мы злы. Сегодня мы не были рабами. Сегодня мы были людьми. Русскими людьми..." Так анонсировали День гнева организаторы в социальных сетях. Однако на деле витрины не содрогались даже в Москве, не говоря уже о южных городах. Самое успешное мероприятие прошло в Волгограде, но собрались на нем лишь пятьдесят человек.
Но вернемся в Ставрополь, в этот краевой центр, где имеется очень благодатная почва для торжества националистических сил. Здесь рядом город Невинномысск, где кажется, будто что ни день, то происходит межнациональный конфликт. Отсюда любая столица любой северокавказской республики в паре часов езды. Чтобы узнать, почему даже тут не получился День Гнева, мы позвонили Евгению Русичу, общественному активисту, близкому к националистическим кругам.
«Да, изначально этот День гнева был провокацией. Во-первых, никто не слышал, не видел организаторов. Переписка была только «ВКонтакте». Во-вторых, уже после мероприятия никакая информация в этой группе не обновлялась, что тоже показатель того, что это провокация», - полагает акивист.
Русич считает, что за неведомыми широкой публике организаторами стоят местные или даже неместные власти. «Зачем это нужно? На мой взгляд, ставится задача знать всех в лицо. Объявляешь акцию, на нее приходят люди, их можно повязать, получить их данные, и таким образом знать всех, кто может участвовать в таких мероприятиях», - продолжает рассказывать свою версию провала Дня Гнева Евгений Русич. В подтверждение своих слов он говорит о том, что «все серьезные ребята сидели по домам», поскольку знали, что это провокация. «На площадь вышли только малолетки», - говорит активист.
Не только Русич, но и другие ставропольские активисты националистических сил говорят о том, что вполне обладают возможностями, чтобы вывести на улицу немало людей. Например, когда произошли недавние громкие убийства, возможно, на почве межнациональных конфликтов, на улицу в течение нескольких часов вышло до 800 человек. Поэтому даже Волгоград, лидер по числу собравшихся на День гнева, не выглядит впечатляюще. Пятьдесят человек - это не цифра.
Версия Русича, изложенная в интервью BigCaucasus, выглядит конспирологической. Однако факт, что реальных организаторов Дня гнева мало кто из националистов видел в лицо. Но большие дела вершатся в Москве и больших городах. И здесь лидеры националистических структур довольно живо организовали разбор полетов. Конспирологии тут уже не было. Аналитики националистических организаций считают, что провал Дня гнева в общероссийских масштабах - следствие дилетантства мало кому известных организаторов.
«Брали карту какого-либо города. Находили на ней одну из центральных площадей. Ставили в интернет ее фотографию и объявляли, что акция согласована на этой площади в 13 часов 13 апреля. Когда их начали уличать в полнейшей невозможности этого, «организаторы» сменили пластинку и стали заявлять, что акция «согласована с организаторами в городе». После объявления об акции, «организаторы», возможно, начинали искать кого-нибудь в том городе, кто бы мог акцию действительно организовать. А возможно, что они даже не заморачивались подобным вопросом, решив, что их долг исполнен, а дальше все само получиться», - пишет у себя в блоге пользователь Bigfrol, явно разбирающийся в теме националист из Нижнего Новгорода. Bigfrol добавляет, что «там, где все это развивалось по пропагандируемой схеме - «организатор неизвестен, приходите, разберемся», в лучшем случае собрался с десяток человек, которые после того, как их документы переписала милиция, отжались, пробежались и т.д». Однако националист, ратующий за открытость и прозрачность организации националистических акций, сам неплохо зашифрован для человека не из своей тусовки.
Вообще, националисты любят излишнюю конспирацию, будто они действительно опасные и серьезные враги режима. Но, как следует из истории с организацией Дня гнева, грядущие победы, если они вообще произойдут, будут в каком-то далеком будущем.