В реестровом казачестве еще до выставки обещали высказать свое мнение, но так и не сподобились. После скандала с плевком Касатикова в Кубанском войске и вовсе наступила тишина. Все вдруг разошлись по совещаниям. Корреспонденту GTimes удалось дозвониться только до есаула Виктора Светличного, да и тот оказался на больничной койке. Но про выставку Гельмана он все-таки слышал. Выступление казаков против нее Светличный назвал выражением личного мнения граждан России, а не общим казачьим решением. "Я сам отношусь к противникам подобных выставок, которые оскорбляют чувства верующих", - признался он, отметив, что посещать экспозицию не собирается.
Впрочем, далеко не все противники Гельмана так плохо осведомлены о содержании работ на организованных им экспозициях. По крайней мере авторы листовок "Кубань, спаси своих детей от гельманов" самые скандальные творения, вроде целующихся и совокупляющихся ментов и распятия с орденом Ленина вместо головы Христа, видели. И не просто видели, а размножили их и разбросали возле выставочного центра, внеся свой вклад в "гельманизацию" России, против которой выступали.
Еще одна листовка вышла без иллюстраций. Но и в ней все самое скабрезное в современном искусстве скрупулезно описано. "Один экспонат - мужчина, наступив на Образ Богородицы, замахивается топором, или другой - где лик Пречистой Богоматери с младенцем Иисусом замазаны черной икрой", - объясняет листовка, почему все выставки Гельмана - это "поругание святынь, издевательство над историей России, глумление над старшим поколением, навязывание всевозможных извращений и пропаганда употребления наркотиков". "Если мы допустим утверждение на Кубани этой мерзости, то отдадим детей своих в руки растлителей... Каждый, увидевший это, уже оскверняется", - предупреждает листовка без картинок, в отличие от той, которая наглядно все иллюстрирует репродукциями и, соответственно, оскверняет каждого своего читателя.
Марат Гельман считает, что все, кто протестует против подобных работ - отсталые люди, и если Краснодар не откроет музей современного искусства, то просто погибнет. "Я говорю жестко, ставлю вопрос ребром: либо Краснодар шагнет в будущее, либо его ждет деградация", - заявил он в одном из интервью кубанским журналистам.
Страшно, конечно, что будущее видится Гельману непременно в антураже полотен, которые отражают скверну современного общества. Но, пожалуй, борьбой с выставками растление кубанцев, как и всех россиян, не прекратишь. Художники лишь передают мироощущение, навеянное далеко не благостной реальностью. А ее формируют не столько музеи, куда ходит лишь небольшой процент населения, сколько телевидение, кинопрокат, книжная и журнальная продукция и тому подобное. Что же теперь, ввести тотальную цензуру? Это Россия уже проходила в царские годы и в советский период, но почему-то каждое новое поколение от ограничений свободы самовыражения старалось избавиться. Может быть, потому, что не вкусивший плодов с древа знаний, не зная греха, не осознает и прелестей рая?