Президент Чечни Рамзан Кадыров на днях выступил с достаточно интересным заявлением. Кадыров признал, что чеченские наемники участвовали в военных действиях в Нагорном Карабахе. "Чеченские наемники участвовали в войне в Карабахе в составе вооруженных сил обеих сторон (конфликта)", - говорится в записи, оставленной Кадыровым в своем блоге LiveJournal.
Вопрос участия чеченских боевиков в карабахской войне на стороне Азербайджана часто поднимался в СМИ. Публиковались соответствующие заявления военных или официальных лиц. Серьезных аналитических материалов по этому вопросу весьма мало. Теперь, на этом весьма скудном информационном фоне, появляется признание главы Чечни. Резкая и достаточно развернутая реакция МИД Карабаха не заставила себя ждать. "Заявление о том, что чеченские наемники в Карабахе воевали на стороне армян, не соответствует действительности. В отличие от Азербайджана, на стороне Нагорно-Карабахской Республики (НКР) не воевали иностранные наемники".
Далее внешнеполитическое ведомство непризнанного государства приводит факты участия афганских моджахедов и чеченских отрядов в карабахской войне на стороне Баку. "Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что в 1992-1993 гг. против карабахской армии воевали порядка 3 тыс. афганских моджахедов и чеченских боевиков под командованием Шамиля Басаева. В июле 1992 года в зоне карабахского конфликта уже действовали порядка 300 чеченских боевиков. Спустя год агентство "Чечен пресс" сообщило об участии чеченских наемников в карабахской войне, что подтвердилось первыми жертвами среди чеченских наемников в ходе войны", - сообщает МИД Карабаха, между тем добавив, что Баку использовал иностранных боевиков в целях сломить военных дух армян Карабаха.
О подробностях участия чеченских отрядов в карабахской войне в беседе с корреспондентом BigCaucasus рассказал командир отряда "Орлы-смертники", генерал-майор Аствацатур Петросян. Отряд под его командованием был сформирован в 1992 году после падения стратегического пункта Арцвашен в результате наступления азербайджанских войск. "Чеченцы воевали в Карабахе, но не на стороне армян. Когда они попадали в плен, представлялись как русские или представители других национальностей. Они бы не воевали на стороне христиан. На нашей стороне в короткий период воевал отряд казаков из Приднестровья. После того как в неравном бою казаки потеряли семеро человек в сентябре 1992 года, они признали, что в Карабахе воевать очень сложно. Здесь леса и горы, которые перекрывают видимость. Был даже случай, когда казак на расстоянии нескольких метров пытался из снайперки прицеливаться в противника", - вспоминает генерал, который в годы войны руководил Центральным штабов отрядов добровольцев.
В боях в Карабахе были моменты, когда армянские и чеченские отряды выходили друг против друга. "Во время боев 1992 года у местности Кармараван мы увидели около 70 боевиков, воевавших на стороне Азербайджана. Цвет их униформы был черным, и этим они выделялись. Когда мы сбили их бронетехнику и нескольких из них взяли в плен, выяснилось, что это воюющие в Карабахе на стороне азербайджанских ВС чеченские наемники. После моего давления они раскрыли "все карты" и признались, что приехали из разных регионов Чечни и воюют за деньги. Им обещали зарплату сначала в размере 15 тысяч рублей с перспективой повышения суммы до 40 тысяч в будущем. Всем чеченским боевикам азербайджанское руководство как семечки раздавало звание героя Азербайджана. По крайней мере, такая надпись была на их черной униформе", - рассказал Петросян.
Петросян - один из трех генералов, которые разработали и успешно провели операцию по освобождению города-крепости Шуши. Он - один из немногих высокопоставленных военных, который ведет скромный образ жизни, не владеет собственным бизнесом. О войне Петросян говорит только в том случае, когда его очень простят журналисты. Не любит рассказывать о своем личном вкладе, дорожит жизнью каждого военнослужащего. На его глазах выступают слезы, когда он вспоминает своих погибших боевых товарищей.
Генерал заверяет, что азербайджанская сторона использовала также русских и татарских боевиков для осуществления диверсионных действий в тылу армянских войск. "В годы войны отряд из 15 человек, в основном русские и татары, выразил желание якобы воевать на нашей стороне. Однако мы быстро вычислили, что это посланная со стороны Баку хорошо подготовленная группа, преследующая цель осуществить диверсии в тылу наших войск. Мы вычислили и быстро нейтрализовали их", - сообщил генерал.
В ходе интервью с генералом нас интересовал также вопрос участия в карабахской войне одного из главарей чеченских боевиков - Шамиля Басаева. Басаев все-таки имел косвенное отношение к карабахской войне: он был инструктором азербайджанских войск. Лично, с оружием в руках, Басаев не воевал против армян, заверяет генерал, добавив, что он был профессиональным военным. Как рассказал Аствацатур Петросян, Басаев был в Карабахе два раза - в 1992 и 1994 гг. "Как Басаев, так и Дудаев были профессиональными военными, прошедшие школу Генштаба ВС СССР. Басаев участвовал в карабахской войне больше как посланник советского КГБ. Эта структура в годы войны действовала против армян. Басаев находился в азербайджанском учебном центре. Уровень его подготовленности была очень высок, он занимался инструктажем и подготовкой отрядов азербайджанских ВС. Сам лично не участвовал в боях. Как профессиональный военный с высоким уровнем подготовленности, он не воевал бы против добровольческих отрядов. Когда мы в 1992 году окружили, а затем взяли азербайджанский учебный центр, он успел перейти в Грузию", - подчеркнул генерал.
Между тем он признал, что в годы войны, когда страна задыхалась в тисках блокады, армянской стороне оказывал большое содействие Джохар Дудаев. "Он предоставлял возможность, чтобы наши самолеты осуществляли рейсы в Москву и обратно. По его распоряжению нам предоставляли керосин, который в годы войны был в сильной нехватке", - заключил наш собеседник.
Как в те дни писали СМИ, чеченские боевики покинули театр военных действий после того, как понесли существенные потери. В 2000 году Басаев в интервью телекомпании ASN признал, что участвовал в карабахской войне из-за религиозных убеждений. "Мы приехали в Карабах для борьбы за идею Джихада, а не ради трофея. Однако в Карабахе мы не обнаружили даже частички Джихада", - сказал Басаев.
Аршалуйс Мгдесян