За арестами членов клана Арсена Канокова в Нальчике кабардинцы усматривают чьи-то козни, связанные с приходом в республику крупных капиталов на развитие туристического кластера и дележом земли между кабардинцами и балкарцами. Однако с точки зрения балкарца Далхата Байдаева, в правительстве Кабардино-Балкарии давно следовало провести чистки. Что же касается земли, то член Совета старейшин балкарского народа этнического конфликта в этом вопросе не видит и приветствует туризм, если доход от него пойдет в бюджеты поселений, а не в карман Каноковых.
- Далхат Магомедович, как вы оцениваете последние громкие аресты в республике?
- Это логическое завершение того, что руководство погрязло в коррупции. Но сделать это надо было несколько лет назад. Почему давали им столько лет воровать и беспредельничать? Может быть, в свой новый срок президентства Путин решил исправить положение?
- У Канокова появились разногласия с Москвой?
- Может, и есть разногласия. Вернулся Путин к президентству, наверняка он думает, что пора наводить порядок. Северный Кавказ у всех встал костью в горле. Сколько денег идет сюда, и идет только на этих "князьков". А наш - самый-самый Остап Бендер. Никто из руководителей северокавказских республик не может сравниться с ним в воровстве, мошенничестве, обмане. Здесь народ говорит так: "Стоит Арсену Башировичу поехать в Кремль с деньгами, и все вопросы он решит". Это просто вопрос времени. Веры такой нет, что это действительно начало наведения порядка. Республика находится в плачевном положении, экономики нет, безопасности людей нет, безработица растет, преступность растет, наркомания растет. А клан процветает, клан ворует.
Ранее опубликовано: Взгляд на "каноковщину": аресты в КБР имеют заказной характер
- Некоторые эксперты связывают попытку надавить на Канокова с желанием взять под контроль финансовые потоки, которые пойдут в республику на строительство туристического кластера.
- Это может иметь место. На руководителя региона без ведома "верхушки" такие наезды делать непозволительно.
- То есть в республике это никто не мог инициировать?
- Вряд ли. Арестованный Жамборов - руководитель аппарата президента, практически второе лицо в республике. Покуситься на его свободу - значит покуситься на свободу самого руководителя. Руководителя не могут арестовать сейчас, потому что он имеет иммунитет. Скорее всего, наезд идет сверху. А почему это делается? Хочется, чтобы это было началом наведения порядка. Те бешеные деньги, что идут на Северный Кавказ, если бы хоть на 50 процентов дошли до цели, такого положения тут не было бы.
- Но не все же идет мимо, и в КБР кое-что строится. Канатная дорога в 2010 году была запущена.
- Первая очередь этой канатной дороги была запущена еще в 2006 году. И она, неузаконенная, в эксплуатацию не принятая, земля под ней неузаконенная, - была помпезно открыта при полпреде Козаке. Три года она, не платя ни одной копейки налогов, работала на полную мощность. Там за последние три года ни один камень не положен, а деньги идут. Теперь еще большие деньги пойдут.
- Земельный вопрос в Кабардино-Балкарии и по сей день остается нерешенным.
- Да, остается нерешенным, потому что наша власть страшно боится, что кабардинцы и балкарцы сами, без их посредничества, договорятся, как поделить землю, чтобы она служила людям, населению. Мы все требуем исполнения 131 закона ("Об общих принципах организации местного самоуправления" - ред.). Речь-то идет не о границе между Кабардой и Балкарией, нет этой границы. Есть границы между поселениями, кабардинскими и балкарскими. Эти границы, как