После прихода в Белый дом президента-демократа Барака Обамы отношения Вашингтона и Тбилиси утратили былую интенсивность. Новый американский лидер предпочел неуравновешенному закавказскому союзнику выстраивание нормальных отношений с Россией, объявив их "перезагрузку". Но после публикации мемуаров бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс стало ясно, что уже прошлая вашингтонская администрация считала Михаила Саакашвили весьма ненадежным партнером. Воспоминания Кондолизы Райс корреспондент GeorgiaTimes обсудил с конфликтологом Паатой Закареишвили.
В своих воспоминаниях "No Higher Honor: A Memoir of My Years in Washington" бывшая руководительница американского Госдепартамента прямо называет вспыльчивого и импульсивного Михаила Саакашвили зачинщиком августовской войны.
"Он гордый и может быть импульсивным, и мы все боялись, что он мог дать Москве возможность его спровоцировать на применение силы. Фактически, ему удалось успешно спровоцировать конфликт в еще одном мятежном регионе - Аджарии, и победил тем, что этот регион был реинтегрирован в Грузию. Мы боялись, что прецедент мог позволить ему думать, что можно повторить то же представление на прилегающей к любимому Путиным Сочи территории", - пишет бывшая глава американской дипломатии. Она отмечает, что агрессия против Южной Осетии целиком и полностью лежит на грузинском президенте, который не внял предостережениям своих американских советников.
Читайте также: Тбилиси потерял НАТО на войне
"Господин президент, делайте, что хотите, однако не давайте России права Вас спровоцировать. Помните тот момент, когда президент Буш сказал, что Москва пытается заставить Вас совершить какую-либо глупость. Не вмешивайтесь в противостояние с российской военной силой. Никто не придет к вам на помощь и вы проиграете", - описывает Кондолиза Райс свою встречу с Михаилом Саакашвили. Но он был не способен адекватно воспринимать происходящее.
"Я была обеспокоена по поводу настойчивого, эмоционального и переутомленного президента Грузии и по тому, что он мог сказать. "Господин президент, поблагодарите европейцев и американцев за поддержку. Скажите что-нибудь поощрительное для вашего народа о завершении войны, а о русских комментарий сделаю я", - сказала я. Пресс-конференция началась тяжело... Саакашвили прекрасно говорит по-английски, я знала, что это не могло быть проблемой, но вдруг его тон стал агрессивным. Он называл русских варварами и призывал повернуть танки назад. Он не останавливался. Ладно, подумала я, я и так ожидала резких слов в отношении русских. Затем он начал говорить о европейцах, о Мюнхенской конференции и умиротворении... Я была так зла на Саакашвили, что не могла даже говорить", - пишет экс-госсекретарь.
Пожалуй, впервые высокопоставленный чиновник администрации Джорджа Буша-младшего, демонстративно благоволившего грузинскому президенту, рассказывает о том, как на самом деле воспринимали его в Вашингтоне. Что могло стоять за таким лицемерием, корреспондент GeorgiaTimes обсудил с грузинским конфликтологом Паатой Закареишвили.
Читайте также: Натовские фантазии Барамидзе