Убийство криминального "авторитета" Деда Хасана, он же Аслан Усоян, правоохранители списывают на криминальные разборки. Возможным заказчиком называется раскоронованный азербайджанский вор Ровшан Джаниев. Между тем постепенное обезвреживание членов клана Хасана, "хозяина Кубани", в преддверии сочинской Олимпиады наталкивает на мысль, что "ворами в законе" всерьез занялись, чтобы обезопасить финансовые потоки. С тех пор убито и арестовано не менее десятка мафиози. Впрочем, по нынешним временам они не более, чем бизнесмены.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Первое покушение на почти что 80-летнего курда тбилисского происхождения, подмявшего под себя половину криминальной России, Аслана Усояна в 2010 году было неудачным. Зато во второй раз недруги попали в цель. Заказать убийство, как пишет "Криминальная Россия", мог Ровшан Джаниев (Ленкоранский). Этот бандит за жестокость и дерзость по отношению к старшим в воровском мире в минувшем году был раскоронован и затаил злобу на инициатора своего исключения из рядов избранных - Деда Хасана.
Войны за передел власти и денег - это стабильное состояние криминального мира, но в данном случае убит не рядовой член, а один из самых старых и влиятельных бандитов. В последнее время он обитал в Подмосковье, но его "второй родиной", после Грузии, можно считать Краснодарский край. Там, как сообщали СМИ, сосредоточены его основные бизнес-активы, там, по данным "Новой газеты", жила его дочь.
В мае 2008 года, спустя некоторое время после объявления Сочи городом Олимпиады-2014, там, по призыву Усояна, собралась сходка, которая обсуждала олимпийские вопросы. В то время как вся страна переживала, не распилят ли бюджет Игр чиновники, эти татуированные дельцы обсуждали, как им поучаствовать в строительстве и как побольше урвать от 82 миллиардов рублей, направленных на компенсации за изъятую землю и собственность.
"По некоторым данным, на "саммите воров" было принято решение доверить "олимпийские вопросы" Деду Хасану. На том основании, что Краснодарский край еще с 90-х годов считается его вотчиной", - писало интернет-издание "Прайм Крайм".
Не согласного с этим решением Тэриела Ониани, который также оспаривал у Усояна наследство арестованного в Испании Захария Калашова (Шакро-молодого), российские правоохранители сразу же заперли в тюрьму, видимо, чтобы избежать кровавых разборок. Но эта мера не помогла. Вячеслав Иваньков, известный в криминальных кругах под кличкой "Япончик", встал на сторону Усояна, но был убит в 2009 году. До него поплатились жизнью два других сторонника Хасана - Андрей Голубев (Скиф) и Алик Миналян (Алик Сочинский). Последний, как писали газеты, контролировал Сочи и порт Туапсе.
В 2010 году клан Усояна потерял еще двух человек. В октябре в Сочи был застрелен бизнесмен Эдуард Какосян, который под кличкой Карась выполнял поручения Хасана по ресторанному бизнесу черноморского курорта. А в декабре в Астрахани скончался больнице Армен Арутюнян (Армен Каневской, или Пухлый). Ему Хасан в свое время доверил крышевание аграрного сектора Кубани, а потом тот застолбил нефтяной бизнес, похищения людей, торговлю оружием, финансовые махинации, хищения и мошенничество. "Его называют правой рукой Деда Хасана, от имени которого Арутюнян ведет все дела и следит за порядком", - писало интернет-издание "Прайм-Крайм".
В том же 2010 году Дед Хасан передал свои дела в Краснодарском крае Юрию Усояну (Юре Лазаревскому или Юре-Курду, родственные отношения которого с Дедом опровергаются сайтами о криминале). Правоохранители тут же взяли "преемника" под особый контроль. В ноябре 2011 года его заключили под стражу за хранение патронов и приговорили к двум годам условно. Один неверный шаг, и "вор" сядет за решетку по-настоящему.
Еще одним превентивным ударом по воровскому миру Краснодарского края в преддверии Олимпиады стал арест в сентябре 2011 года "вора в законе" Владимира Волкова (Волчка), также сподвижника "Деда Хасана". Ему было предъявлено обвинение в организации преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии. Правда, осенью минувшего года ему удалось сбежать из больницы. Он имитировал почечную болезнь и добился изменения меры пресечения на подписку о невыезде. Теперь Волков объявлен в федеральный розыск.
Помимо этих персонажей, в Краснодарском крае еще наберется не менее десятка "воров", представляющих интересы Усояна. Но, судя по приведенной хронике, с ними сейчас активно борются как конкуренты по криминалу, так и правоохранительные органы. Вполне возможно, что фраза о "контроле над финансовыми потоками Олимпиады" со стороны Хасана задела-таки начальствующие чины в МВД. И если "конкурента Олимпстроя" устранили не сами сотрудники спецслужб, то по крайней мере они не помешали кровавой разборке.
На этом фоне забавно смотрится заявление губернатора Кубани Александра Ткачева о том, что в крае нет криминальных авторитетов. "То, что у нас воров в законе нет в крае вообще, это точно. В том числе, благодаря работе силовиков", - заявил он в одной из телепередач с Владимиром Познером.
Но не стоит и преувеличивать роль криминальных кругов в жизни края. Как заявил корреспонденту "Большого Кавказа" Иван Петухов, помощник члена Общественной палаты России от Краснодарского края, преступные авторитеты могут владеть недвижимостью и курортными объектами на Черноморском побережье, но добраться до олимпийских финансовых потоков им бы не дали. "У нас, по моему мнению, все контролирует государство, парламент, губернатор. Контроль со стороны криминального мира - это все только разговоры. Да, как бизнесмены они могут что-то контролировать. В 90-е годы все переходило в частные руки: санатории, гостиницы, рестораны. И Дед Хасан был бизнесменом. Это никому не возбраняется. Все, что не запрещено законом, разрешено. Но все остальные сферы жизни контролируют органы власти", - заверил общественник.
Так что если люди с криминальным прошлым и влезли в дела "Олимпстроя", то они это сделали на законных основаниях. Две крупные строительные компании Сочи возглавляет солидный предприниматель, который, согласно материалам Краснодарского краевого суда от 1991 года, получил условный срок за соучастие в ограблении Сочинского кожно-венерологического диспансера. Его роль сводилась к малому - "стоять на шухере". Но кто прошлое помянет - тому глаз вон.