Два года спустя КЦМСК снова попал под шквал критики. В начале апреля этого года Исмаил Бердыев, председатель КЦМСК, заявил, что во Владикавказе успешно прошел очередной съезд организации, где обсуждались наиболее важные для мусульман региона вопросы. Муфтий Чечни Султан Мирзаев воспринял эти слова с недоумением. По его словам, все было не так. На самом деле, североосетинский муфтий пригласил товарищей по работе на свадьбу своего сына. Естественно, муфтии и имамы говорили за праздничным столом много о чем, в том числе о работе. Чеченский муфтий говорил, что за свадебным столом поднимались актуальные и злободневные вопросы. Потом, с подачи руководства КЦМСК, это неформальное застольное общение было преподнесено СМИ как "очередной съезд Координационного совета".
Вроде бы ничего страшного все равно не произошло. Подумаешь, несколько приукрасить факты? Но такое приукрашивание есть намеренная дезинформация, проще говоря, ложь. Ложь в исламе, как и в христианстве, считается одним из самых страшных грехов. Намеренная ложь муфтия, как правило, начинает развращать всю общину. 2 апреля этого года чеченский муфтият подал в КЦМСК заявление о выходе из организации. 16-го числа руководство КЦМСК было вынуждено прошение удовлетворить. Чеченский муфтий объяснил этот поступок так: дальнейшее нахождение в КЦМСК муфтият считает нецелесообразным. "В функции центра входило распространение ислама на Кавказе при активном взаимодействии с государственными структурами по противодействию радикализации нашей молодежи, экстремизму, ваххабизму. Сегодня КЦМСК — это всего лишь название. Данная структура полностью дискредитировала себя как организация", — говорится в заявлении муфтия Султана-хаджи Мирзаева, опубликованном сегодня на сайте муфтията.
По этому поводу Gtimes связалась с экспертами. Исламовед Роман Силантьев, член Экспертного совета Минюста РФ считает, что дело не столько в бездействии КЦМСК, сколько в собственном авторитаризме чеченского муфтия, обусловленной растущей исламизацией Чечни. "Чечня — наиболее исламизированная республика Северного Кавказа, ислам де-факто является в Чечне государственной религией. Все это — инициативы чеченского лидера Рамзана Кадырова, который является, по сути, законодателем всех мод в республике. Почему муфтият Чечни покинул КЦМСК? Уже все было озвучено: Координационный центр ничего не делал. С другой стороны, а что они должны были делать? Что конкретно делал сам чеченский муфтий, когда был первым замом главы КЦМСК?" По мнению эксперта, дело обстояло проще. Султан-хаджи Мирзаев в свое время сам хотел стать председателем КЦМСК.
С Романом Силантьевым согласен в этом плане и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. "Я полагаю, дело не в действии или бездействии Координационного центра. Чеченцы хотели перетянуть одеяло на себя и стать центральной координирующей силой. После того, как им было оказано коллективное сопротивление, чеченцы вышли из этой организации и вообще из этой ситуации. В Чечне проходят уникальные для России активные религиозные реформы, которые не имеют аналогов в других северокавказских республиках. Чеченцам явно неудобно состоять в этом центре, который однозначно не поддерживает эти реформы". Как полагает эксперт, на де-юре независимый КЦМСК мог влиять Равиль Гайнутдин. Муфтият Чечни, в свою очередь, надеялся, что "интеграция всех мусульман России сможет переформатировать ситуацию под эгидой чеченского муфтията, который смог бы профинансировать все эти дела. Но это было сорвано, потому что Администрация Президента РФ не одобрила идею интеграции всех духовных управлений мусульман в единую пирамиду власти".
Так или иначе, чеченский муфтият может прожить и без КЦМСК. О самом Центре такого сказать нельзя. Очень многим эта структура обязана Чечне и семье Кадыровых. Даже такими мелочами, как офис в Черкесске и служебная машина.