Семь чеченцев погибли в Сирии, воюя против правительственных войск. Факт чеченского присутствия на сирийском "джихаде" признал глава республики Рамзан Кадыров. Мусульманскую молодежь вербуют иностранные спецслужбы, уверен он. Как это происходит, легко увидеть в социальных сетях, когда "братья-мусульмане" тиражируют фотографии убитых детишек - "жертв Асада" и просят перечислять деньги "сирийскому народу".
У части северокавказских и татарских мусульман отношение к событиям в Сирии прямо противоположно официальной позиции России. Наша страна всячески подчеркивает, что вмешательство извне недопустимо. А сторонники воинственного ислама уверены, что должны помогать "братьям-мусульманам" везде, где бы они ни пытались строить Халифат. Вот и чеченские радикалы, которым власти перекрыли "воздух" в Чечне, отправились в Сирию. Теперь это уже не догадки западных журналистов, которые целый год опровергал Рамзан Кадыров, а неопровержимые факты. Настолько очевидные, что глава Чечни не мог их не признать.
"Да, в Сирии уже находятся несколько человек из Чечни. По нашим данным, пять-шесть уроженцев республики там погибли. Во имя чего, ради чего и кого? Лучше бы дома помогали родителям, растили детей, работали и учились. Вот наш джихад сегодня", - заявил Рамзан Кадыров в интервью "Интерфаксу".
Если быть более точным, то в Сирии погибли семь чеченцев. Именно эту цифру обнародовал на посвящённом иностранной вербовке совещании Совбеза республики заместитель начальника полиции ООП МВД по ЧР Асламбек Саказов. "Те, кто замечен в участии в вооруженных конфликтах, в большинстве своем ранее выехали из России для обучения в арабских странах. По нашей информации, из них 7 человек нет уже в живых. Нами проводится оперативно-разъяснительная работа с их близкими родственниками", - сообщил он.
Заммэра Грозного Рамзан Магомедов добавил, что погибли как минимум двое жителей республиканской столицы. Всего же, по его данным, в Сирию подались семеро грозненцев. Общее количество чеченских участников войны на стороне Свободной сирийской армии (ССА) указать невозможно. В прошлом году западные СМИ сообщали, что против "алавитских бандитов Башара Асада" воюет батальон мусульман-чеченцев до 600 человек. Австрийское издание Der Standard добавляло, что из иностранных наемников чеченцы по численности уступают только ливийцам.
В Сирии ведет бои целая "чеченская бригада""Катаиб аль-Мухаджирин", возглавляемая амиром Абу Умаром аш-Шишани - ингушом Даудом Халухаевым. Правда, в нее входят представители и других северокавказских народов, а также татары и башкиры. Как уточнил корреспонденту BigCaucasus кумыкский журналист Рамзан Алпаут, находящийся сейчас в Турции на сирийской границе, беженцы-сирийцы рассказывали ему о присутствии северокавказцев. "Из России приезжал мужчина, искал своего 24-летнего сына. Как объяснил сириец, это был кабардинец. Отец считает, что его сын воюет на стороне ССА", - сообщил наш собеседник. Он также добавил, что "очень много сирийцев ненавидят Асада, особенно здесь, в Турции". "Они вынуждены были бежать из сирийских городов", - объяснил он. Кроме того, ему рассказали, что солдаты армии Асада продают повстанцам оружие, причем российского производства.
Еще год назад сообщения о чеченцах на фронте Кадыров называл "ничем не прикрытой ложью". Он сравнивал их со слухами о чеченцах в Афганистане: "Мы прекрасно помним, как в период военных действий в Афганистане СМИ со ссылкой на западных военных утверждали, что в этой стране чуть ли не десятки тысяч чеченцев воюют против коалиционных войск. Неспособность взять лагерь талибов штурмом оправдывали тем, что чеченцы якобы оказывают ожесточенное сопротивление. Когда защитников лагеря взяли в плен и доставили их в Гуантанамо, среди них не оказалось ни одного чеченца".
Но то, что чеченцы и другие русскоговорящие в Сирии на стороне повстанцев есть, прекрасно слышно на видеозаписях, где расстреливающие пленных боевики изъясняются на приличном русском языке. В городах, покинутых ССА, на стенах можно увидеть надписи на кириллице "Смерт России".
Перестав отрицать очевидное, Кадыров переложил вину за происходящее на иностранных агентов. "Ни для кого не является секретом, что так называемая оппозиция в Сирии действует под руководством иностранных спецслужб. Никто и не пытается скрыть этого факта. Естественно, молодые люди, прибывающие в Сирию из России, являются для них лакомым кусочком. Их постараются завербовать. И нет уверенности, что эта вербовка не будет направлена против интересов нашей страны".
Трудно согласиться с Кадыровым в том, что вербуют северокавказцев, уже прибывших в Сирию. Этот процесс идет здесь, на Родине, в "Одноклассниках", "Фейсбуке" и "ВКонтакте". Круглосуточно активисты-вербовщики размещают фотографии "раненых и убитых армией Башара Асада детей" и публикуют ролики, где повстанцы спасают жизни мирных граждан. Пропаганда идет в одном ключе, выгораживая одну из воюющих сторон. Не выдерживающие вида страдающих малышей читатели комментируют: "Ну все, пацаны, едем туда". Естественно, воевать на стороне ССА.
Эта информация неизменно дополняется призывами перечислить средства "сирийскому народу" на какой-нибудь интернет-кошелек или даже принести гуманитарную помощь. На вопрос корреспондента, какой стороне конфликта собирают помощь в Махачкале, некто А. Мухаммад Аль-Бабаюртлу в социальной сети ответил: "Средства собираются Братьями МУСУЛЬМАНАМИ". Православных эта кампания, очевидно, не касается.
По мнению поддерживающих сирийскую оппозицию, она воюет, хоть и на западные деньги, за установление Халифата. Адепт ССА Али Чаринский поясняет несведущим: "В Сирии идет оборонительный джихад! Цель - установление исламского Государства". Еще один сочувствующий повстанцам Салман Булгарский предупреждает, что не стоит ехать в Сирию "с такфиритскими идеями, заранее настроенным воевать против ССА или с другими группами из-за сомнительных доводов, якобы они демократы". "Мы пришли помочь этому народу, а не добавить ему проблем. Самое большее, что мы, мухаджиры, можем сделать для установления Шариата, это призыв как местных муджахидов, так и народа и наш хороший нрав, а не суровые нордические лица, - поясняет человек, которого российский эксперт Раис Сулейманов отнес к числу главных идеологов участия россиян в сирийской войне. Комментировать свою позицию BigCaucasus он отказался "из-за зависимости прессы в России и потому, что Россия является одной из сторон конфликта в Сирии".
Вот под влиянием таких, как Чаринский и Булгарский, российские мусульмане цепляются, как выразился чеченский журналист Мавсар Вараев, "за проповеди каких-то ников в социальных сетях, едут на смерть абсолютно не за интересы чеченцев и мусульман".
Для России это может показаться благом, когда настроенные на вооруженную борьбу молодые люди уносят свои желания за границу. Но они рано или поздно вернутся, если, конечно, не будут убиты. И тогда и без того неспокойная обстановка в мусульманских регионах грозит обернуться "арабской весной" на евразийских просторах.