Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подсчитывает кровников, примирившихся за время его правления. Таких семей уже 150, а значит, от внесудебной расправы спасено 75 человеческих жизней. За это народ президенту республики искренне благодарен. Но оппозиция считает, что Евкуров зарабатывает себе политические очки на традиции, возрожденной еще Русланом Аушевым. Лучше бы глава региона гарантировал соблюдение Конституции, тогда и воюющих кровников в рядах экстремистов и сотрудников правоохранительных органов стало бы меньше.
Ни атеистическая идеология страны Советов, ни засилье западных ценностей в современной России не искоренили ингушского обычая кровной мести. До сих пор за убийство или изнасилование родственники пострадавших объявляют семьи виновников кровными врагами. Сами преступники стараются скрыться подальше, вплоть до отъезда в другой регион России.
Однажды настигая обидчика, или, в редких случаях, его близкого родственника (только не женщин и детей), мститель называет свое имя и, не колеблясь, убивает. Правоохранительные органы с адатом - традиционным правом - считаются, ведь в них работают тоже ингуши, поэтому отомстивший редко попадает в тюрьму.
В 2009 году, когда Юнус-Бек Евкуров только пришел к власти, в Ингушетии насчитывалось 180 враждующих семейств. Он созвал большой примирительный съезд, на котором публично простили своих кровников Аболгачиевы и Тангиевы. Пример подействовал. Как подсчитал Евкуров на недавнем заседании примирительной комиссии, приуроченном к Рамадану, старейшинам и духовенству за три года удалось помирить 150 семей, а значит, спасти 75 человек от расплаты. "Нам нужно полностью искоренить это негативное явление. Я знаю, что очень тяжело простить, но, то воздаяние, которое получит прощающий, оно огромно", - заявил глава Ингушетии.
В отличие от чеченского коллеги Рамзана Кадырова или своего предшественника на посту президента Мурата Зязикова, Евкуров не имеет личных кровных врагов. После убийства сотрудника МВД Ибрагима Евлоева, который изобличал Юнус-Бека в письмах Путину и Медведеву, ходили слухи, что родня покойного решила объявить кровную месть главе республики, но подтверждения этому нет. "Таких инцидентов, как было при Зязикове, когда люди открыто приезжали к нему домой или в мечеть в его родном селе и после пятничной молитвы объявляли кровную месть за таких-то убитых тогда-то и тогда-то, такого про Евкурова я не слышал, - отметил в разговоре с корреспондентом GTimes ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев. - Когда Ибрагима Евлоева убили, открыто писали о кровной мести. Не знаю, кто писал, может, родственники, может, другие. Но здесь такой менталитет у людей, что ни Зязикову, ни Евкурову не спастись: сделал плохое - он получит сполна".
И все же Евкуров популяризирует примирительную комиссию не ради собственной шкуры. Журналист Ваха Чапанов считает это делом на благо народа. "Это очень хорошая инициатива, приветствую ее двумя руками, - заявил он в комментарии корреспонденту GTimes. - Враждующие стороны с пониманием относятся и идут на примирение. Тем более, сейчас Священный месяц. У нас уже 21 век, какая может быть кровная месть? Некоторые ведь враждуют десятками лет. Они уже не помнят, что и произошло. Бывает, молодые хотят пожениться, но кровная месть между семьями