У журналистики особая роль в новейшей истории Грузии. «Четвертая власть» - участник всех политических потрясений. В 2003 году оппозиционный тогда телеканал «Рустави-2» стал глашатаем «революции роз». В 2007 году разгром телекомпании «Имеди» положил начало акциям протеста. С тех пор жалобы на притеснения СМИ со стороны власти не ослабевают. Но борьба за свободу слова ныне менее успешна. Оппозиционных каналов практически нет. Вчера стало известно, что известная телеведущая Инга Григолия больше не появится в грузинском эфире. Она уезжает в Лондон.
Несколько дней назад стало известно, что на грузинском ТВ закрыта популярная программа «Политическая неделя». Причиной разрыва контракта с ведущей этой программы Ингой Григолия стали юридические неточности в документе, объясняет руководство канала, сообщает газета ВЗГЛЯД. Оппозиция и независимые наблюдатели считают, что это - только предлог. Программа практически была единственной на общенациональных каналах, где прямой эфир имела оппозиция. Теперь оппозиция сможет высказывать свои соображения лишь на небольших каналах «Маэстро» и «Кавкасия», которые практически недоступны в регионах.
Инга Григолия тогда воздержалась от каких-либо комментариев. В конце концов, она могла предложить свой проект другому каналу. Ведь ранее, еще в 2008 году, на грузинском телеканале «Рустави-2» было закрыто политическое ток-шоу «Прайм-тайм», которое вела она же. По официальной версии, ток-шоу закрыли по финансовым причинам. «Никогда не думала, что у грузинской медиа могут возникнуть такие проблемы во время президентства Михаила Саакашвили», - заявила тогда Инга Григолия. Она назвала «катастрофой» положение со свободой СМИ в Грузии.
Сегодня Инга объявила, что уходит из активной журналистики и в октябре планирует уехать в Лондон. Правда, пока на полгода. Дальнейшие планы на жизнь и журналистскую карьеру Григолия раскрывать не стала. Она также отметила, что причиной закрытия программы стал предложенный новым гендиректором Общественного вещателя Георгием Чантурия контракт. «Предлагали, чтобы я стала сотрудником (Общественного вещателя), но я отказалась от этого. Я не была согласна со стандартами и политикой Первого канала, когда делала передачу из внешней студии, соответственно, сейчас не представляю, как могу оказаться в этом звене», - цитируют грузинские СМИ Ингу Григолия.
Гендиректор канала утверждает другое. Он заявляет, что о закрытии передачи узнал из интервью Инги Григолия изданию «Прайм Тайм». «Я сегодня узнал из интервью Инги, что она не собирается сотрудничать с нами. У меня был с ней разговор в связи с этой передачей. Соответственно, у меня было желание сотрудничать и она должна была принять решение. Как видно, она приняла решение, которое посчитала нужным. Это ее выбор. Я еще раз заявляю, что «Политическая неделя» не закрывалась моим решением», - заявил Георгий Чантурия.
Очевидно, однако, что Грузию покидают лучшие журналистские кадры. То ли разочаровавшись в оппозиционном движении, то ли из-за притеснений СМИ, такое решение приняла и Инга Григолия. В прошлом году она была признана лучшей журналистской года. В мае этого года она заняла первое место в рейтинге доверия журналистам. Опрос проводил еженедельник «Квирис палитра» (Палитра недели). До этого она покинула пост заместителя гендиректора Первого канала. Таким образом журналистка продемонстрировала протест в связи с давлением на СМИ.
Она тогда планировала выпустить в прямом эфире интервью с Ираклием Окруашвили, но осуществить намеченное не смогла из-за позиции руководства Первого телеканала Общественного телевидения. Как отмечено в специальном заявлении дирекции канала, оно не собирается предоставлять прямой эфир лицам, против которых возбуждено уголовное дело или выдвинуто обвинение. Помимо Окруашвили в число «нежелательных лиц» попали бывший министр безопасности Игорь Гиоргадзе и бывший поверенный президента в Кодорском ущелье Эмзар Квициани.
Нужно отметить, что, несмотря на то, что Григолия всегда была поборницей свободы слова, она осудила действия оппозиции по блокированию здания телевидения. В беседе с агентством GHN она заявила, что не разделяет отношения представителей оппозиции к журналистам. По словам Григолия, журналистам должны давать возможность работать. Несмотря на негативное отношение к конкретным СМИ, нападение на журналистов недопустимо.