Проект Nabucco, о важности которого так долго говорили в Европе, еще чуть-чуть и может кануть в Лету. Европейцам, отстаивая проект, приходится сталкиваться с амбициозными и спесивыми азиатами - азербайджанцами и туркменами, у которых есть много газа и нет интереса к проекту. Помимо всех прочих политических причин, Nabucco получается очень дорогостоящим. GeorgiaTimes поинтересовалась у московских экспертов, не пора ли уже отпевать трубопровод?
Федеральный президент Австрии Хайнц Фишер накануне приземлился в аэропорту Ашхабада, столицы Туркмении, куда прилетел из Баку. Причина визита президента далекой от среднеазиатских "султанатов" Австрии - спасение Nabucco. Проект газопровода трещит по швам. На дворе экономический кризис, мир ждет его вторую волну, и денег на строительство газопровода у европейских стран, похоже, нет. Особенно после того как стало известно, что стоимость трубы увеличилась вдвое.
Основное преимущество газопровода заключалось в стоимости его строительства. До сих пор проект оценивался в 7-9 миллиардов евро. Но теперь выясняется, что на самом деле Nabucco будет стоить до 14 миллиардов евро, причем окончательная стоимость строительства неизвестна, а независимые эксперты уже давно предупреждали: заинтересованные стороны серьезно недооценивают масштаб необходимых инвестиций.
Для Nabucco это катастрофа. Его главным политическим преимуществом была конкуренция с трубопроводами "Газпрома". Боясь как огня энергетической зависимости от России, европейские страны готовы были лоббировать альтернативный проект, чего бы это ни стоило. Но сегодня он рискует оказаться совершенно бессмысленным по очень прозаической причине: в трубу некому будет закачивать газ.
Читайте по теме: Запад меняет Тбилиси на Баку.
Австрийский президент Фишер не зря катается по среднеазиатским столицам. В Баку и Ашхабаде лежат ключи от Nabucco. Только Азербайджану они явно не нужны, и он может невзначай выбросить их в Каспийское море. А вот в Ашхабаде Фишера приняли теплее: там готовы продолжать разговор о трубе до бесконечности - просто так, на всякий случай. Хотя на самом деле Гурбангулы Бердымухаммедов в ходе переговоров с Фишером еще раз четко дал понять, что Ашхабад ни в чем не нуждается. И вне зависимости от того, появится Nabucco или нет, сможет продавать свой газ по мировым ценам на собственных границах.
По большому счету, разговор европейцев с Туркменистаном - это просто декларация о намерениях. Трубы на дну Каспийского моря пока нет. Начнут ли ее когда-нибудь строить - неизвестно, ведь строительство сопряжено с громадными рисками, в первую очередь, финансовыми, а денег-то пока нет. Но прежде чем участники смогут начать обсуждение технических деталей, необходимо решить политические вопросы: способны ли две страны, в данном случае Азербайджан и Туркменистан, использовать пространство Каспия в своих интересах, не спрашивая мнения других стран каспийского бассейна. Россия и Иран считают, что нет.
Проще говоря, Nabucco - это еще и большая политика. Если суммировать все проблемы проекта и прибавить туда апатичность Азербайджана и Туркменистана, то можно считать, что газопроводу вынесен приговор - трубы не будет.