Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Чечня: Мингроб для демократии
18 марта 2013 19:06 Понедельник
Чечня: Мингроб для демократии. 21552.jpeg

Глава Чечни Рамзан Кадыров 15 марта назначил министром по организации взаимодействия правительства республики с гражданским обществом подписчика своего фотоблога в Instagram Арби Тамаева. Кадровое решение одного ряда с нашумевшим назначением на пост вице-премьера первого желающего сотрудника правительства Ингушетии заставил обозревателя BigCaucasus задуматься о некой тенденции. А новое ведомство ЧР напомнило ему министерство правды из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».

Судьба начала плести свой таинственный узор, готовя пост министра для ничего не подозревающего блогера, 14 марта, когда Кадыров встретился с «инстаграмщиками». Надо сказать, глава Чечни диалогом оказался недоволен. «К сожалению, все вопросы были поверхностные. Спрашивающие не вдавались в детали проблемы и даже не понимали ее сути», - написал он в своем блоге. «Поручил @arbi_9595, который организовал эту встречу, собрать группу негативно настроенных в отношении политики и действий руководства Чеченской Республики пользователей Инстаграма не только из Чечни, но и из России или заграницы. Мы проведем с ними беседу, оплатим проживание и переезд», - добавил далее Кадыров.

Информация о готовящемся в Чечне всеобщем сборе оппонентов Кадырова вызвала в СМИ живой резонанс. Но, наверное, мало кто догадывался, что на следующий день глава республики создаст целое министерство для взаимодействия с гражданским обществом, а его главой назначит малоизвестного Арби Тамаева, того самого @arbi_9595. «Вы должны наладить четкий диалог с обществом. Одним из главных инструментов в этом процессе является всемирная паутина. Я знаю, что в соцсетях поднимаются действительно актуальные проблемы, отдельные из которых остаются вне ведома компетентных органов. Вот этим вопросам также нужно уделить внимание», - напутствовал Кадыров новоиспеченного министра. «Одним словом, ваша задача - отстаивать интересы общества», - подытожил глава Чечни.

Обычно гражданским институтам приходится отстаивать интересы общества перед государством. Даже если предположить, что в Чечне существует гражданское общество, министерство - это орган государственного управления, а значит, оно будет полностью подотчетно главе республики. Так что смысл и назначение истории с превращением блогера в министра пока туманны. Скорее всего, задачей нового ведомства станет контроль над мелким и средним чиновничеством. В таком случае в Чечне появится аналог оруэлловского министерства правды. При помощи новой структуры власти втянут максимум жителей республики в тотальный контроль всех над всеми.

Безусловно, контролировать чиновничество нужно. Но одно дело, когда подобная инициатива исходит снизу, свидетельствуя об усилении роли граждан в управлении республикой. И другое - когда создается министерство, работающее на укрепление авторитаризма. Появление Мингроба в России - говорящий символ состояния нашей демократии. Вертикаль власти вобрала в себя институты, которые по определению призваны противостоять произволу государственных органов.

Подмена институтов, и государственных, и гражданских, всевозможными симулякрами - примета нашего времени. Два года назад эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров описывал «политическую эволюцию» России следующим образом: «сначала ослабляются и демонтируются относительно самостоятельные институты: парламент, партии, выборы...; потом, когда из-за этого возникают серьезные проблемы, власть пытается придумать какую-то замену этим институтам: общественные палата и приемные, кадровый резерв, теперь вот «большое правительство». Итак, в результате мы имеем, с одной стороны, старые институты - ослабленные и превратившиеся в полупустые оболочки; а с другой, субституты - их функциональные заменители».

Сегодня ситуация еще интереснее. Если вначале власть шла по пути замены государственных институтов на формально общественные субституты, то теперь негосударственные гражданские институты заменяются государственными субститутами. Такими темпами у нас и впрямь вскоре могут появиться, как в романе Оруэлла, «миниправ, минимир, минилюб и минизо» - «четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику».

И государство, и гражданское общество за годы вертикали оказались выхолощенными. Точнее говоря, у нас уже нет ни того, ни другого. И если главе Чеченской Республики, неплохо живущему на «ниспосланные Аллахом» деньги, подобное положение дел только на руку, то для его коллеги из соседней Ингушетии это «одиночество короля» - явно в тягость. Предложение Юнус-Бека Евкурова занять пост вице-премьера первому отозвавшемуся члену кабмина, как и недавний призыв к пользователям интернета выдвигать кандидатуры на должность министра по связям с общественностью, национальной политике, печати и информации, напоминают скорее глас вопиющего в пустыне, нежели попытки сыграть на публику.  

Бадма Бюрчиев

топ видео
новости региона