Чечня отметила День мира - четвертую годовщину отмены КТО. Официально мир в республике наступил 16 апреля 2009 года, когда был снят режим контртеррористической операции, действовавший в регионе на протяжении десяти лет. Для большинства жителей Чечни этот весенний праздник неразрывно связан с именем главы ЧР Рамзана Кадырова. И это во многом справедливо. Но годы правления Кадырова - это еще и цена, которой приходится расплачиваться за прекращение боевых действий.
"Мы восстановили города и села. Возродили социальную сферу, культуру, промышленность. Грозный стал одним из самых красивых городов мира. Наша столица является сегодня настоящим деловым центром Юга России. Здесь проводятся международные конференции, выставки, фестивали. Мы принимаем гостей со всего мира. Ни у кого из них не возникает опасений по поводу безопасности. Потому что сегодня каждый знает, что Чеченская Республика - это территория мира, единства и согласия! За последний год у нас не совершено ни одного теракта, ни одного тяжкого преступления. Это является лучшим доказательством моих слов", - говорится в тексте поздравления Кадырова.
"Отмена режима КТО открыла для нас большие возможности для развития бизнеса, туризма и экономики в целом. Мы строим горнолыжный курорт "Ведучи". Он будет одним из лучших в Европе. Сегодня иностранные инвесторы ищут возможности сотрудничества с нами. Мы подняли авторитет чеченского народа в глазах мирового сообщества. Конечно, нам еще многое предстоит сделать. Но главного мы уже достигли. Мы добились мира на нашей земле!" - резюмирует глава ЧР.
За мир и новые дома жители Чечни еще долго будут благодарить своего руководителя. Его авторитет в республике велик, и едва ли не каждый его шаг находит поддержку значительной части населения. А как иначе, если на протяжении пятнадцати лет Чечня только и видела, что разруху да смерть. Если люди до сих пор вспоминают, как в Грозном заработал первый послевоенный светофор и горожане приходили на него посмотреть. Три цвета впервые за долгие годы раскрасили черно-белый мир горя и страданий. Появление светофора стало символом возвращения закона и порядка.
За короткий срок республика действительно шагнула далеко вперед. Каждый, кто бывал в Грозном, не устает восхищаться проделанной там работой. И, глядя на это великолепие, уставшие от войны люди просто не хотят думать о плохом. Любую критику в адрес главы своей республики они воспринимают в штыки. В Чечне воцарился культ личности. На смену режиму КТО пришел режим Кадырова.
Безусловно, не все чеченцы согласны с методами главы республики. Но те, кто недоволен, либо не живут в Чечне, либо предпочитают помалкивать: говорить Кадырову правду - себе дороже. Именно поэтому главе ЧР приходится самому призывать представителей СМИ и правозащитников быть более критичными к власти: "Если не вы, то кто будет выявлять недостатки и ошибки власти? Я вас призываю показывать все недочеты в деятельности чиновников, этим вы только поможете нам улучшить работу". И далее: "Я даже правозащитников собрал и попросил их, чтобы мне в лицо высказывали все свои недовольства - вместо того, чтобы сочинять небылицы для отчетности перед своими спонсорами".
Приказ сверху критиковать власть - явный признак тоталитаризма. Когда власть получает полный контроль над всеми сферами жизни, даже критика становится регулируемой. Кадыров искренен в своем обращении к журналистам. Вряд ли кто рискнет его разоблачать, а любая дополнительная информация о чиновниках - только в помощь. Впрочем, осведомленность Кадырова без того на высоте. Не успели чеченские блогеры пошутить про пожар небоскреба в Грозном, как их вызвали "на ковер" к главе. Понятное дело, что после беседы по душам "свою ошибку они поняли и пообещали не отлынивать от работы", изъявив горячее желание участвовать в ремонте сгоревшей высотки.
Правозащитники знают массу историй, когда противостояние с Кадыровым заканчивалось для его оппонентов куда трагичнее. На главу Чечни возлагают ответственность за похищения, пытки, бессудные казни. С его именем связывают убийства Анны Политковской и Натальи Эстемировой. Впрочем, российские суды эти обвинения не подтверждают.
Но сегодня разговор не об этом. Вопрос в том, является ли тоталитаризм адекватной ценой за мир? Сразу скажем: однозначного ответа у нас нет. Однако хотелось бы обратить внимание, что все авторитарные режимы развиваются по одному и тому же сценарию. Сначала деспот сеет страх, а затем у него самого развиваются различные фобии - всюду мерещатся враги, заговоры и прочее. Тогда репрессии достигают своего пика. И, как показывает история, такие периоды бывают не менее ужасны, чем годы войны. Кому, как не вайнахам, помнить, на что способны боготворимые массами вожди.