Как прошла спецоперация на самом деле, установить сложно. Вот когда в Махачкале 18 мая с террористом заблокировали женщин с детьми, то процесс переговоров снимали на камеру. Правозащитники присутствовали и сами говорили по телефону с Махмудом Мансуром Нидалем, который предпочел смерть долгим годам отсидки. Но всех невиновных - двух женщин, двух детей и случайно зашедшего парня - вызволить удалось. Кстати, выйдя, они также сразу по подсказке заявили, что претензий к правоохранительным органам не имеют.
В Южно-Сухокумске, если запись переговоров и велась, то народу ее не показали. Есть что скрывать?
Между тем Хайдарбек Магомедгаджиев более года назад уже жаловался в правозащитный центр "Мемориал" на преследования своего сына за его религиозные убеждения. В феврале 2011 года отряд полицейских потребовал от отца открыть квартиру сына, так как в ней, по их сведениям, пряталась террористка. Хайдарбек уговорил подождать Абдулазиза. Когда сын приехал, его скрутили и увезли в полицию. Там, по словам молодого человека, его избивали и дергали за бороду, а начальник милиции кричал: "С такой козлиной бородой твое место в лесу!"
Несмотря на это задержание, Абдулазиз был вне подозрений. "У нас есть и справка из МВД Дагестана, где черным по белому написано, что сын ни к чему не был причастен", - рассказал его отец.
Такой же документ из ФСБ и МВД после спецоперации получили родственники Нурмагомеда Магомедова. Его брат Арсен сообщил, что следователи пообещали выдать тело убитого только после того, как будут получены данные, что он не числился террористом. "Мы получили все подтверждающие документы, что брат чист перед законом", - рассказал он.
Читайте также: Дагестан - новая Чечня?
И Абдулазиза, и Нурмагомеда НАК сразу после ликвидации поспешил объявить членами бандподполья, хотя это опровергают ведомственные документы. Родственники заранее отказались от претензий за их смерть. Но это не значит, что дальше нельзя бороться за доброе имя убитых, считает правозащитница Светлана Исаева. "Только не знаю, пойдут ли родственники до конца. Многих у нас запугивают. Люди боятся потерять работу или быть избитыми. Но шанс добиться справедливости есть всегда".
Еще четверо убитых также объявлены террористами. Хозяин квартиры Хайбула Лабазанов, по данным НАК, обеспечивал бандитов жильем, пропитанием и лекарствами. Магомед Абдулмуслимов был активным участником бандгруппы. Джамиля Макагаджиева была супругой и пособницей самого опасного из ликвидированных 8 июня боевиков - Рустама Гасанова. Последний был главарем кизлярской диверсионно-террористической группы. В 2003 году он был осужден за грабеж, после чего подался в террористы. На счету его банды - покушения на полицейских, подрывы железнодорожных путей, вымогательство денег у бизнесменов.
Если следовать пословице "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты", то случайных гостей в той южносухокумской квартире на улице Титова быть не могло. Но если правоохранительные органы в нашей стране будут работать по пословице, а не по закону, их жертвой сможет стать любой гражданин. Но даже родственники не будут иметь за это претензий.