Чем больше мы узнаем друг друга, тем скорее полюбим. Примерно так можно коротко сформулировать план правительства РФ по борьбе с межнациональными конфликтами в стране. В соответствии с этим планом, федеральным СМИ будет дано указание освещать в эфире культурную жизнь народов России и бывшего СССР: знакомить зрителя с их песнями, танцами, обычаями и праздниками. Проще говоря, искоренение ксенофобии будет осуществляться через телетрансляции лезгинки и Курбан-байрама. Но будет ли продуктивна данная стратегия?
У среднего россиянина есть два основных объекта ксенофобии - кавказцы и таджики. Любой кавказец для среднестатистического россиянина если не враг, то объект недоверия и подозрений. То же самое относится и к многочисленным мигрантам из Таджикистана. Народная молва объединила всех таджиков в одну большую этническую мафию, которая "мешает всем жить". Масла в огонь подливает криминальная хроника, где только и пишут, что таджик то продал кому-то наркотики, то угнал машину, а то и изнасиловал девушку. Сразу вспоминаются "лихие 90-е", когда изрядная часть криминальных "подвигов" в сводках МВД совершалась "лицами кавказской национальности".
В коллективном сознании собирательный образ кавказца и конкретный образ таджика слились в одну персонификацию - потенциального уголовника и абсолютно чуждого русскому человеку этнического элемента. К сожалению, такое отношение не лишено основания: этническая преступность в России растет день ото дня, и каждое такое "дело" - головная боль для следователя и потенциальный "висяк".
На днях правительство РФ предприняло попытку "загасить" межэтнические конфликты. В СМИ поступила информация, что разработан "секретный план" воздействия на российское общество через телевидение. Согласно этому плану, на федеральных телеканалах появятся передачи о культурной и религиозной жизни народов России и бывшего СССР. Например, ТРК "Мир" и "ТВ Центру" поручены прямые телетрансляции празднования Сабантуя, Курбан-байрама и Навруза.
Читайте также Делу Фролова "шьют" ксенофобию
Общее направление такой стратегии кратко характеризуется как взаимное узнавание друг друга, которое в перспективе породит если не любовь, то понимание. Например, если русский человек увидит по телевизору профессиональное исполнение лезгинки в Грозном, то он не будет раздражаться на эту лезгинку в Москве или Саратове. Попадет ли такой подход в точку?
Каромат Шарипов, председатель общественного объединения "Таджикские трудовые мигранты". "Этнический экстремизм - это признак смутного времени, когда потеряны идеалы и смыслы. Я бы посоветовал россиянам вновь обрести свое историческое лицо и воссоздать государство, способное сплотить вокруг себя иные народы и иные государства. И главное - россияне должны отринуть страх перед мнимым врагом, тем более мигрантами из бывших стран СССР. Страх не рождает силы. Но снять раздражение должны помочь россиянам и сами мигранты. Для этого они должны научиться уважать язык, культуру и обычаи народов страны, в которой они живут и зарабатывают деньги. И скромность в этом вопросе тоже не помешает".