Российские депутаты решили законодательно запретить журналистам упоминать национальность и место происхождения преступников и подозреваемых, дабы не нагнетать межнациональную напряженность. Так что вскоре в новостях вместо этнической принадлежности Расула Мирзаева или Юсупа Темерханова мы услышим о земляках Расула Гамзатова или Джохара Дудаева, или просто «уроженцах N-ских республик». Как относятся к инициативе Госдумы кавказские журналисты, выяснял корреспондент «Большого Кавказа».
Побоище с участием чеченцев под Краснодаром, стычка с жертвами со стороны кавказцев в Кисловодске, драки в Сагре, в Ростовской области, в Верхнем Уфалее - всех межнациональных конфликтов последнего года и не перечислишь. «Уроженцы N-ских республик» обычно уверены, что останутся безнаказанными, так как полиция от подобных разборок самоустраняется. А виноватыми остаются... журналисты и блогеры, которые акцентировали внимание на этнической стороне инцидентов.
Мы также виноваты в том, что дагестанец Расул Мирзаев ударил русского Егора Свиридова, а чеченец Юсуп Темирханов подозревается в кровавой мести русскому полковнику Юрию Буданову. Потому что, упоминая этническую принадлежность преступников и подозреваемых, мы разжигаем межнациональную рознь. И вот, следуя этой извращенной логике, Госдума просто запретит журналистам упоминать национальность и даже место проживания героев негативных публикаций.
О такой законодательной инициативе журналистам рассказал председатель думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. По его словам, из-за СМИ многие люди начинают считать, что выходцы из того или иного региона «больше склонны к криминалу». А это, видимо, по мнению депутата, не так.
В принципе, действительно большая часть преступлений в России совершается представителями национального большинства. Но в то же время есть некоторые виды правонарушений, на которых специализируются представители меньшинств и этнические группировки. Считается, что «азербайджанские» ОПГ контролируют наркобизнес, «армянские» выполняют заказные убийства, «грузино-абхазские» грабят квартиры, «татарские» занимаются всем этим одновременно, а «чеченские» похищают людей. Все кавказские ОПГ также имеют слабость к угону машин. Накануне в Интернете появилась запись видеорегистратора разграбленной фуры, которую захватила группа людей кавказской внешности, использовавшая ребенка для отвлечения бдительности водителя.
При этом, конечно, этнические группировки процветают благодаря коррумпированности органов власти и правопорядка, в которых работают представители всех национальностей. Но как с этой проблемой поможет справиться запрет на указание происхождения преступника в СМИ? По мнению некоторых экспертов, он только повредит журналистским расследованиям о деятельности ОПГ.
Если же говорить о менее серьезных преступлениях, таких как стрельба на свадьбах или драки, которые попадают в раздел хулиганских выходок, если обходятся без жертв, или же становятся резонансными делами, как рукоприкладство Расула Мирзаева, то тут национальность действительно особой роли не играет. Но скрыть ее обычно трудно: фамилии сами говорят за себя. Или запретить оглашать и их? А может, тогда уже сразу закрыть СМИ и отключить Интернет?
Как бы то ни было, запрет на упоминание этнической принадлежности уже одобрил президент страны Владимир Путин. На встрече с советом законодателей он заявил: «Преступник не имеет национальности: какая разница, к какой этнической группе относится человек, который нарушил норму закона?... Я не хочу вмешиваться, но если он (закон) дойдет до меня в окончательном виде, я его, конечно, поддержу».
Член думского комитета по делам национальностей Михаил Старшинов говорит, что упоминания национальности в СМИ однобоки, так как «выпячивают» только кавказцев и способствуют росту раздражения в обществе. А представители прессы, как ответственные граждане, по мнению депутата, должны закон приветствовать.
Дагестанская журналистка Светлана Анохина в комментарии «Большому Кавказу» выразила уверенность, что ее коллеги в республике одобрят запрет на упоминание национальности. Но сама она в эффективности этой меры сомневается: «С одной стороны, это совершенно правомерно. Почему про Мирзаева все говорили, что он выходец из Дагестана, а когда он побеждал в схватках, он был просто российским спортсменом? С другой стороны, для нас самих в республике национальность имеет огромное значение. Это практически первый вопрос. Допустим, я попадаюсь на каком-то противоправном действии, меня арестовывают и как-то просачивается информация, что я из Дагестана. Наши тут же начнут открещиваться и кричать: «Она же русская!». Мне кажется, пока это такой рефлекс защиты. Но как только закон примут, возникнут другие проблемы. А как быть с цыганами? Все любят говорить, что у преступности нет национальности, но общеизвестно, что основной бизнес цыганских семей - это продажа наркотиков. И обходить вниманием этот фактор, не принимать к сведению их психологию, наверно, неправильно. За такой законопроект проголосует большая часть моих дагестанских коллег, но сама я, чем больше над этим думаю, тем больше понимаю, что это какой-то бред, это просто не сработает. Найдутся другие причины недовольства способами освещения».
Сейчас в Дагестане журналисты редко упоминают национальность. «Часто пишут, из какого села, и нет необходимости упоминать национальность, потому что все молниеносно это вычисляют. Если человек известный, допустим, депутат, то все знают, откуда он и какой национальности», - отметила Анохина.
Точно так же в Карачаево-Черкесии в средствах массовой информации не принято указывать национальность преступников. «Этого избегают. Такая сложилась практика и этика отношений. По фамилии можно всегда узнать. Но фамилии публикуют, если выходит официальная хроника», - объяснил корреспонденту «Большого Кавказа» журналист Борис Урусов. На вопрос, способствует ли это сохранению межнационального мира в республике, он ответил, что «по крайней мере, не накачивает».
Что касается законопроекта, то наш черкесский собеседник не уверен, что депутатам удастся прописать универсальные нормы. «Всегда можно выкрутиться. Допустим, написать «лицо кавказской национальности». Нет такой национальности, и запрет на упоминание обходится. Как прописать запрет на указание региона? «Выходец с Кавказа» - так Кавказ большой. Запретить писать, откуда он вообще? Это сложно. Но что-то нужно делать. Мы не можем сами к этому в нашем цеховом сообществе прийти. Если посмотреть ссылки на самых посещаемых ресурсах, то бросаются в глаза заголовки, которые сеют межэтническую рознь. Однако у меня нет уверенности, что это законодательно удастся ограничить», - заключил Борис Урусов.
В свою очередь ингушский журналист Ваха Чапанов инициативу законодателей полностью поддерживает. «Если мы считаем себя гражданами Российской Федерации, то это хорошая практика. Почему когда жители Кавказа совершают благие дела на пользу Родине, мы являемся гражданами России, а если кто-то совершает негативный поступок, то наша пресса начинает вешать ярлыки - «кавказец», лицо кавказской национальности». Только сможем ли мы так быстро перестроиться? У нас еще остается совковое сознание, когда в паспортах указывалась национальность».
В ингушской и чеченской прессе, как и в дагестанской и карачаево-черкесской, упоминать национальность не принято. А вот в Северной Осетии обязательно указывают, если преступник ингуш. Национальность террористов «выявляют» еще до того, как об этом скажут следственные органы, иронизирует Ваха Чапанов: «Почему-то всегда закидывают удочку в сторону Ингушетии. Видимо, это связано с осетино-ингушскими отношениями. Вроде бы и затух этот костер, но территориальный вопрос Пригородного района не решен. Почти 40 тысяч беженцев-ингушей из Северной Осетии до сих пор находятся в Ингушетии».
Но если тем же осетинским журналистам запретить упоминать национальность террористов, неприязнь к ингушам в обществе никуда не денется. Как никуда не исчезнет неприязнь законопослушных жителей страны, которые страдают от хулиганства или деятельности преступных группировок с Кавказа. Хотя, конечно, Ваха Чапанов прав: «Человек, который совершает преступление, взрывается, не выполняет желание всего народа. Его ведь туда не народ направляет? Потому что теракты (да и другие громкие преступления - ред.) только обостряют межнациональные отношения. Нормальным людям надо жить, трудиться, работать».