Первый художественный опыт киностудии "Грозный-фильм" почти завершен, и его результатом стала картина под рабочим названием "Пепел". В ней рассказывается о депортации чеченцев в годы Великой Отечественной войны и о самом страшном ее эпизоде — "хайбахской трагедии", превосходящей по жестокости расстрел польских офицеров в Катыни. По данным чеченских исследователей, в горном селе сотрудники НКВД сожгли заживо около 700 человек, не подлежавших транспортировке. Однако кроме свидетельств очевидцев, доказательств массового убийства нет, и фильм уже предлагают проверить на экстремизм.
Киностудия "Грозный-фильм", которая носит имя шейха Мансура, поднявшего Кавказ на войну с Российской империей, обнародовала кадры своего первого художественного фильма. Сначала авторы представляли его как "Хайбах", а потом ему дали метафизическое название "Пепел". Речь в нем идет о депортации чеченцев в 1943–1944 годах. Кульминацией фильма будет эпизод, в котором покажут, как сотрудники НКВД загоняют в конюшню женщин, стариков и детей и поджигают их. Перед деревянным сараем стоит символический лозунг "Всё для фронта, всё для победы!".
Вайнахов депортировали в числе других кавказцев за дезертирства и симпатии гитлеровским войскам. При реабилитации эти обвинения за поступки отдельных людей с целых народов сняли. Переселению в Сибирь и Казахстан подлежали не все. Как указывают опубликованные рапорты тех лет, не способных к самостоятельному передвижению стариков и калек самочинно расстреливали.
Еще более жуткая участь, по данным чеченских исследователей, постигла жителей высокогорных сел, которых невозможно было транспортировать из-за отсутствия дорог. Из аулов Галанчожского района Чечни несколько сотен человек в конце февраля 1944 года были согнаны на хутор Хайбахой. Там отряд НКВД под командованием Михаила Гвишиани запер их в конюшне и поджег. Пытавшихся бежать расстреляли, включая женщину с двумя новорожденными детьми.
Это зверство в описаниях очевидцев превосходило по жестокости расстрел нескольких тысяч пленных польских офицеров в Катыни. Долгое время считалось, что поляков убили фашисты. В период развала СССР появились документы, которые позволяли обвинить в этом НКВД, но они были признаны фальшивками. В 2007 году режиссер Анджей Вайда снял фильм "Катынь", в котором представил советских солдат палачами. Через три года эта версия была официально признана руководством России, хотя архивы до сих пор засекречены и не опровергнут факт, что поляки были убиты из немецкого оружия характерными для немцев выстрелами в затылок.
В Хайбахе убивали не пленных врагов, а своих сограждан, и не молниеносной пулей, а медленной казнью на костре. Эти события всплыли на свет благодаря показаниям первого заместителя республиканского наркома юстиции Дзияудина Мальсагова, который присутствовал при казни, но не смог ей помешать. В момент развала СССР, когда была создана общественная комиссия по расследованию этого эпизода, появились и другие свидетели, которые либо видели, как горели несчастные, либо хоронили потом их обугленные останки.
Вслед за общественной комиссией в Хайбах была направлена и следственная группа прокуратуры Урус-Мартановского района Чечено-Ингушской АССР. Она произвела раскопки и обнаружила близ бывшей конюшни останки шести человек, включая детей. Кости, как показала экспертиза, подверглись воздействию огня, а один череп имел повреждения от пули. Однако это не 300 и тем более не 800 чеченцев, которых свидетели называли сгоревшими заживо.
Документы сообщают, что на хуторе Нашхой (он же Хайбах), переселению подлежали 1501 человек, а депортированы были даже больше — 1508 человек. Это цифры из докладной записки Михаила Гвишиани. Между тем, инициаторы расследования хайбахской трагедии приводят иной документ за подписью этого же комиссара Госбезопасности — рапорт, в пяти строках которого допущено несколько стилистических и фактических ошибок. На них в своей статье "Хайбахское дело" указал эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович. Например, употреблялось выражение "Только для Ваших глаз", не используемое в советских документах и представляющее собой кальку с английского грифа "For your eyes only".
Общественную комиссию по расследованию трагедии возглавлял отставной капитан-лейтенант Степана Кашурко, который к 2006 году стал генерал-полковником и адмиралом от "Академии проблем безопасности, обороны и порядка", ликвидированной за мошенничество с государственными наградами. Большинство его воспоминаний расходятся с данными заведенного по факту расправы в Хайбахе уголовного дела. Показания опрошенных следователями свидетелей также местами удивляют. Некий Ахмед Мударов рассказывает, как ему пробили пулей челюсть, потом расстреляли из автомата, затем прокололи штыком в спину, так, что острие торчало меж ребер, протащили и сбросили в овраг, но он все равно выжил.
Уголовное дело не было доведено до приговора из-за первой чеченской войны. Вместо вердикта появилась книга "Хайбах: следствие продолжается", которая и дала фактический материал для сценария фильма.
"Если он не основан на документально подтвержденных фактах (в частности факте сжигания женщин и детей), то этот фильм — чистая 282-я статья, разжигание межнациональной розни", — комментируют интернет-пользователи.
Это мнение разделяет чеченский писатель Герман Садулаев. "Я думаю, не стоит снимать такие фильмы. А сценарий надо проверить на наличие состава по 282 УК", — отметил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
По мнению Никиты Мендковича, "идея муссировать темы высылки 1944-го и предшествующих ей событий — плохой материал для нового старта чеченского кинематографа". "Это крайне негативный момент не только для тогдашнего режима, но и для Чечни и чеченского общества тех лет, — отметил политолог в комментарии корреспонденту BigСaucasus. — Гораздо перспективнее было бы обратиться к героическому военному опыту чеченцев на фронтах, многие примеры которого известны историками. Само обращение к теме Хайбаха, как минимум сомнительного с точки зрения исторических фактов, ни к чему хорошему не ведет. Оно лишний раз провоцирует критику в адрес представителей чеченского искусства и ставит под сомнение историческую трагедию высылки народа".
Никита Мендкович уверяет, что сейчас документальных свидетельств, подтверждающих факт казней в селении Хайбах, нет. Те, что были, "фабриковались в начале 1980-1990-х в рамках разжигания межнационального конфликта", и "практически все современные исследователи разных политических предпочтений скептически относятся к ним". "Попытки манипуляций в процессе расследования ставят все под сомнение, — подчеркивает эксперт. — В случае с останками, например, из-за случайных или намеренных пробелов в экспертизе невозможно сказать, не были ли они подброшены на место в августе 1990-го. Однозначно установить, что происходило в период высылки 1944-го в Хайбахе сейчас практически невозможно. Несомненно, массового уничтожения населения там не было, иначе это было бы отражено в документах".
Кинокартина "Пепел", похоже, вызовет такие же споры в российском обществе, как недавно открытый "Мемориал Дади-Юрт", который чеченцы посвятили мужеству и преданности своих женщин, а русские сочли памятником в честь убийц российских солдат. Жители Чечни не подвергают сомнениям подлинность рассказов о трагедии в селении Хайбах. Проект фильма был согласован его продюсером Русланом Баканаевым с республиканским министерством по национальной политике, печати и информации, подчеркнул в комментарии корреспонденту начальник отдела по работе с общественными и религиозными объединениями этого министерства Ислам Сайдаев. "Более того, министерство национальной политики, печати и информации ЧР принимало активное участие в съемках этого фильма, наряду с министерством культуры ЧР, где проходил кастинг актеров, — отметил он — Я как начальник отдела министерства по национальной политике и эксперт по противодействию экстремизму и терроризму принимал активное участие в осуществлении данного проекта".
По мнению Ислама Сайдаева, факт трагедии подтвержден документально, так как о нем "написано множество статей и выпущено несколько книг, где предоставлены свидетельские показания выживших жителей села". "Что касается тезиса, что он может разжечь межнациональную рознь в нашей стране или "подлить масла в огонь" межнациональных конфликтов, я его считаю неубедительным и неверным, — заявил эксперт. — В чеченском народе этот факт общеизвестен, как общеизвестны и осуждены его виновники, и, значит, фильм не может явиться резонансом и способствовать обострению межнациональной розни. А вот умалчивание исторических фактов как раз таки ведет к недоверию к власти. Сокрытие и игнорирование подобных преступлений дает повод и основу для нападок на власть противникам России, которые мечтают о том, как бы обострить отношения власти с народом".
Светлана Болотникова