Объединить народы России одним понятием "российская нация" предлагает депутат Госдумы от "Единой России" Алексей Журавлев. Его инициатива должна сегодня обсуждаться на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, посвященном планам реализации "Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года". Эксперты сомневаются в том, что введение нового понятия как-то повлияет на решение межнациональных проблем.
Народы России должны договориться о том, что составляют одну нацию, убежден Журавлев. "Именно в единственном числе. У нас много национальностей, но нация одна. Один народ", - уточняет депутат. "Нужно раз и навсегда закрыть тему этнического сепаратизма и шовинистического угара в нашей стране. Мы сегодня говорим одновременно и о "многонациональном народе России", и "российской нации", - приводит слова политика газета "Известия".
Согласно информации издания, в "Декларации национального единства народа" Журавлев хочет закрепить следующий тезис: "Народ Российской Федерации (политическую нацию России) составляет многонациональное население Российской Федерации - все граждане России, являющиеся носителями русского языка, культурных, духовных, морально-этических и социально-государственных императивов, присущих многонациональной российской цивилизации" (Напомним, сейчас в преамбуле к Конституции России прописано понятие "многонациональный народ России"). Декларацию предлагается принять на референдуме 4 ноября 2017 года, к юбилею Октябрьской революции. По задумке, это станет своеобразным ответом на большевистскую "Декларацию прав народов России".
Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований: Для чего это делается, откровенно говоря, я не понимаю. Какой-то тренд появился - все время что-то переименовывать. В древности были такие поверья - давать другие имена, чтобы изменить судьбу. Мне кажется, этому суеверию подвержены современные, к сожалению, недостаточно образованные чиновники, рассчитывающие решить проблему путем переименования или перестановки. То они переименовывают президентов национальных республик в глав субъектов, потому что, оказывается, президент должен быть только один. То теперь - "многонациональный народ" в "многонациональное население". Это самый настоящий фетишизм.
Исторически так сложилось, что в русском языке у нас понятие "нация" носит чаще этнический характер, чем политический. Хотя на самом деле это политико-юридическое понятие, подразумевающее совместное существование граждан, подчиняющихся законам и правительству одной страны. Вот что в западноевропейском смысле означает нация. В одном государстве может проживать множество разных национальностей, но политически мы - одна нация.
Все эти разночтения, недопонимания надо устранять через образование, просвещение, общественно-политический дискурс. Никаких изменений формулировок не требуется. А что касается деклараций о культурологическом, морально-этическом единстве - иногда создается впечатление, что мы заползаем в какую-то темную пещеру, из которой потом не найдем выхода. Мы неправильно решаем наши социально-политические проблемы. Эти проблемы есть, и их надо решать. Но мы избрали неверный путь. И углубляемся в этом направлении все дальше и дальше.
Россия - единое государство, и, естественно, мы, граждане, являемся нацией в западноевропейском понимании этого термина. Для той же Европы мы, россияне, - Russian, то есть русские. И это не требует никаких дополнительных объяснений. Это факт. Но это ни в коем случае не значит, что у нас должно быть какое-то морально-этическое, культурологическое единство. Это бред. Современная буржуазная нация не представляет собой культурологического и тем более морально-этического единства. Это перевернутое с ног на голову представление.
Надо уважать свое многообразие и не мешать ему развиваться. При этом нужно четко понимать: все граждане России равны в своих правах. К примеру, говорить о гражданах нашей страны, переехавших из одного города в другой, как о мигрантах - это безобразие. Это возмутительно. Государство не должно различать своих граждан по национальному признаку. Ни с точки зрения права, ни с точки зрения обязанностей.
Даже если речь идет о каких-то специальных государственных программах по поддержке, скажем, малых народов, нужно решать конкретные локальные задачи. Например, если мы хотим сохранить какой-то исчезающий язык - мы должны говорить именно о языке, о не о национальности в целом. То есть каждую проблему надо фокусировать. А менять формулировки в Конституции - только влезь, там много чего найдется, что захочется переделать. Лиха беда начало.
Андрей Савельев, экс-депутат Госдумы, лидер незарегистрированной партии "Великая Россия": Многонациональных и не политических наций не существует - это абсурд из ельцинских времен. Это понятие исключительно политическое, поэтому разумно говорить о том, что государство учреждается политической нацией. Одна нация - одно государство. Вопрос в другом: а существует ли эта нация? На мой взгляд, ее сегодня нет. Учредить государство и утвердить Основной закон могут только граждане. А политической нации у нас еще не появилось. Она должна быть сформирована как раз-таки в результате деятельности граждан по созданию - или воссозданию - государства.
Говорить сейчас: давайте изменим формулировку и от этого что-то произойдет - дело бессмысленное. Нужны политические решения более масштабные, чем изменения формулировок в Конституции. Тем более что Конституция уже не выполняется вообще ни в одном пункте. Я уже не говорю о соблюдении принципов, которые там записаны: Россия - социальное государство, народ России - источник власти, и так далее.
Если бы построение правовой системы государства шло логично, то Конституция стала бы источником права. Но этого не произошло. Все основополагающие положения Конституции не расшифрованы в законах и не закреплены в соответствующих правовых актах. Сама Конституция не является документом прямого действия, хотя декларируется именно это. Попробуйте в суде дать ссылку на Конституцию и потребовать исполнения закрепленных там положений - судья в лучшем случае улыбнется.
Инициаторам косметических мер я могу пожелать только одного: посмотрите на ситуацию, в которой мы находимся, - вот-вот разразится катастрофа. Это проявляется во многих аспектах - и в экономике, и в политике, и в демографии. Надо заниматься делом, а не менять формулировки, которые никак не могут повлиять на нашу жизнь.