Народное собрание Дагестана, проголосовавшее за отмену прямых выборов главы республики, приняло абсолютно бесполезный и нерабочий закон, утверждает известный юрист Расул Кадиев. По его словам, этот правовой акт нелегитимен, поскольку там говорится о несуществующей должности "глава Республики Дагестан". Согласно закону, до 2015 года высшим должностным лицом республики остается президент. С точки зрения обозревателя BigCaucasus, возникновение столь противоречивой ситуации вполне закономерно.
В принятом парламентом Дагестана законе, в частности, говорится: "Глава Республики Дагестан избирается депутатами Народного собрания Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законом Республики Дагестан".
"А кто такой этот "глава Дагестана?" - задается вопросом Кадиев в своем ЖЖ. И далее поясняет: "Дело в том, что ранее был принят закон Республики Дагестан от 20 июля 2011 года №39 "Об изменении наименования должности высшего должностного лица Республики Дагестан", которым было установлено, что 1 января 2015 года сменится наименование должности высшего должностного лица: вместо президента Республики Дагестан будет глава Республики Дагестан. Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. На этой сессии (18 апреля - прим. ред.) должен был рассматриваться законопроект, согласно которому наименование "президент Дагестана" меняется уже в этом году на "глава Дагестана". Но проект сняли с рассмотрения".
Далее Кадиев указывает на парадоксальную ситуацию: получается, что, по Конституции, в Дагестане будет два высших должностных лица: президент и глава. Абсурдность ситуации прекрасно иллюстрирует соседство двух противоречащих друг другу статей Конституции РД: по ст. 75, "Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан", а согласно ст. 76, "Глава Республики Дагестан избирается депутатами Народного собрания Республики Дагестан". "У нас есть президент Дагестана, порядок избрания которого уничтожен депутатами и поэтому он избирается по ст.18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - то есть всеобщим голосованием; и загадочный "глава Дагестана", который избирается Народным собранием. Все довольны, каждый получил свое", - резюмирует Расул Кадиев.
По словам юриста, чтобы заменить "президента" на "главу", потребуется внести изменения в гл. 1,2 и 10 Конституции Дагестана, где есть слово "президент", но, согласно ст.103 Конституции РД, это прерогатива Конституционного собрания. Далее Кадиев анализирует массу возникающих нестыковок: со сроками выборов, статусом нынешнего руководителя республики и так далее. Тех, кого интересуют детали, отсылаем к первоисточнику.
Мы же хотим порассуждать о другом. Если все, что говорит Кадиев, верно, складывается любопытная картина. Самое удивительное в этой истории, что, по логике, все должно было закончиться именно так. Судите сами. "Дагестан не обладает опытом всенародных выборов главы республики", "У нас республика многих национальностей и каждая национальная общность захочет увидеть лидером своего представителя" - это цитаты противников прямых выборов, их основные аргументы. Обратите внимание, что оба респондента прибегают к не имеющим основания доводам, попросту говоря, пустословят.
В первом случае говорится об отсутствии опыта. Во втором - упор делается на проблеме политической конкуренции национальностей. Но национальность, как политико-правовое понятие, не существует. Это термин, скорее, культурологический, возможно, антропологический, но не более. Получается, и там, и там в основе умозаключений - пустота. Чего ждать от депутатов, живущих в нереальном мире и апеллирующих нематериальными категориями? Когда-то они должны были призвать править республикой несуществующего персонажа.
Некий "глава" - это руководитель их ирреальной территории. Субъекта, существующего в отчетах и правительственных СМИ. Это вымышленный персонаж из эпоса чиновников о Дагестане. Здесь народ не готов решать свою судьбу и во всем полагается на них, честных и благородных депутатов. Здесь звучат сладкозвучные речи, в которых очевидное то и дело выдается за невероятное. Здесь создают суперэтнос и верят в национального лидера, который придет и спасет республику.
Но реалистичный подход состоит в том, что вывести республику из кризиса можно только сообща. А для этого нужно, чтобы все жители Дагестана ощущали свою причастность к происходящему и могли влиять на процессы. Реализм заключается еще и в том, что идеальных людей в природе не существует. Каким бы харизматичным ни был лидер, он должен находится под жестким контролем общественности. И чтобы интерес был взаимным, нужно заставить руководителя отчитываться перед народом, а не перед вышестоящим начальством. Именно это обеспечивают выборы. Только так, вступив в тесный контакт с электоратом, можно перестать витать в облаках и вернуться на грешную землю.