После 1991 года советские лезгины и аварцы оказались по разные стороны реки Самур, протекающей на границе между Россией и независимым Азербайджаном. Пограничная река, сделавшая представителей одного народа иностранцами, стала очередным символом смертельной игры, которая началась тогда на постсоветском Кавказе. Сейчас, спустя 21 год, представители кавказоведческого экспертного сообщества констатировали факт: ситуация с разделенными народами только ухудшается, становясь все более взрывоопасной.
Практически всем на Кавказе известно историческое решение ВЦИК от 20 января 1921 года об образовании в составе РСФСР Дагестанской АССР. Пограничный рубеж проложили по реке Самур. В результате этого решения лезгины, аварцы и рутульцы оказались разделены: часть их осталась на территории Советской России, а другая часть очутилась в формально независимом Азербайджане. Вопрос о точном определении границы, разделившей народы, ВЦИК оставлял на усмотрение "комиссий из представителей республик и областей" РСФСР.
Спустя год резолюция Вседагестанского учредительного съезда Советов постановила: решение вопроса о границе с Азербайджаном должно быть ускорено, так как это обусловлено рядом важнейших ключевых факторов. Самый важный из них - этнографический. Лезгины и аварцы, в силу своих культурных особенностей, не могут полноценно жить и развиваться в условиях даже формального административного разделения на "дагестанских" и "азербайджанских". Представители этих народов - одна семья, и должны жить вместе.
В советских архивах хранится много писем-обращений от азербайджанских лезгин в редакцию газеты "Правда", печатного органа ВКП(б). В одном из них, датированном октябрем 1936 года, сказано, что лезгины советского Дагестана и Азербайджанской ССР, будучи частью единого советского народа, после января 1921 года оказались де-факто в двух разных государствах. В 1936 году письменная культура дагестанских лезгин развивалась, чего нельзя было сказать об азербайджанских лезгинах. "У азербайджанских лезгин до сих пор нет своей письменности. Делопроизводство в районе, сельсоветах и колхозах ведется на русском и тюркском языках, что является искажением национальной политики партии", - говорилось в лезгинском обращении к советскому руководству. Исходя из этого, авторы предлагали объединить всех советских лезгин "в один округ или область", чтобы у лезгин появилась возможность "более широкого развития своей культуры и экономики".
Читайте также: "Дагестанизация" Азербайджана неизбежна?
Письмо пришло в "Правду" накануне принятия нового варианта Конституции СССР. Редакция направила копию в Совет национальностей ЦИК, а оттуда "лезгинский вопрос" отправился...под сукно. На архивной копии стоит резолюция от 15 января 1937 года: "Отложить до окончательной переписи населения".
Вопрос о самоопределении лезгин и аварцев в рамках СССР неоднократно поднимался и при Сталине, и после его смерти. В своих обращениях в ЦК КПСС разделенные народы просили либо предоставить азербайджанским лезгинам "автономию в ряде северных районов Азербайджанской ССР", либо "передать эти районы в состав Дагестанской АССР". Был ряд предложений об объединении всех лезгин в единую Лезгинскую АССР.
Своего пика вопрос достиг на закате перестройки, когда решалась судьба не только лезгин и аварцев, но и всего Советского Союза. Вопрос должен был решиться однозначно: сейчас или никогда.