- Каждый политический лидер выбирает свой путь и будет отвечать своим рейтингом перед обществом и народом. Я считаю, что разговаривать с человеком, который стоит во главе всех грузинских несчастий, того беззакония, которое имеет место быть, то есть с главой МВД Вано Мерабишвили, это -все равно, что уговаривать волка стать демократом. Если кто-то считает, что такое возможно, то Бог им в помощь.
В ответ на вопрос - означает ли освобождение арестованных оппозиционеров начало выхода из политического кризиса - Хаиндрава сказал:
- Борьба будет продолжена. Логический конец любого политического кризиса, признает его власть или нет, - это внеочередные выборы. И мы будем добиваться их проведения.
Глава НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes сказала:
- Среди освобожденных - не лидеры оппозиции, а в основном те, кто просто участвовал в митинга оппозиции. Есть люди, которые просто проходили мимо во время митингов, потом силовики просмотрели записи и их арестовали. По мнению Наны Какабадзе, освобождение этих людей - вовсе не жест доброй воли со стороны властей, а один из пиар-ходов, направленный на восстановление имиджа демократов: - Они утратили доверие Европы и Запада после разгона митинга в 2007 году. Правительство искусственно старается восстановить имидж демократов, с которым оно пришло к власти. Но факт остается фактом: оппозиционная телекомпания «Имеди» уничтожена; как во времена СССР, в эфире навязывается идеология власти. Да, в этом году не было разгона митингующих, как в 2007-м, но каждый день кого-то арестовывали, избивали, сажали. Не знаю, как можно обмануть международное сообщество, но там считают, что этой весной все проходило в Грузии вполне демократично. Реально, ситуация такова: десять освободят, двадцать арестуют. Единственное что получается у властей: пиар-маневры и манипулирование. Считаю, что оппозиция не может принимать участия в этой игре, а должна дать должную оценку.
Впрочем, в пестром оппозиционном спектре Грузии всегда и по любому вопросу можно услышать самые полярные мнения по поводу и гораздо менее важных вопросов, нежели выход из политического кризиса. Так, сам Зураб Абашидзе, который и сообщил об освобождении оппозиционеров, был участником встречи с силовиками, сказал корреспонденту GeorgiaTimes: - Фамилии освобожденных входили в список, который оппозиция передала силовикам на рассмотрение во время недавней встречи. Мы также требуем расследования фактов избиения сторонников оппозиции. Представители силовых структур утверждают, что это не было политическими гонениями, а сказалась криминогенная ситуация. Тогда пусть разберутся с криминогенной ситуацией в стране.
На вопрос - означает ли освобождение оппозиционеров уступку со стороны властей и начало выхода из политического кризиса - Зураб Абашидзе ответил:
- Мы не должны оценивать конкретную ситуацию как чью-то победу или чью-то уступку. Главное то, что люди обрели свободу, они вернутся в свои семьи и продолжат нормальную жизнь. Освобождение таких людей - сегодня главный вопрос.
Что касается выхода из политического кризиса, то, по словам Абашидзе, с самого начала крупномасштабных акций протеста политическая сила, которую он представляет, выступала за переговоры. «Другого пути выхода из кризиса нет, когда 100 тысяч человек выходят на улицы, - говорит собеседник. - Главное, о чем мы должны договориться, - об изменении политической системы. Диктат и тоталитарную систему необходимо сменить демократическими выборами. Мы продолжим переговоры. В первую очередь, для того, чтобы было задействовано демократическое избирательное законодательство. Чтобы правоохранительные органы дистанцировались и не контролировали выборы. Чтобы международные структуры помогали нам в решении этих вопросов».