Муфтий Дамир Мухетдинов, один из духовных лидеров мусульман Европейской части России, раскритиковал Русскую Православную Церковь за алкоголизм ее клириков. Однако в Иоанно-Предтеченском братстве "Трезвение" с оценкой исламского деятеля не согласны. Пьющие христианские священнослужители - это большая редкость, так как подобным слабостям больше подвержены люди, потерявшие веру в Бога. Им запрещают служить и лишают сана.
В чем только в последнее время не обвиняли Русскую Православную Церковь - в роскоши, окружающей патриарха, в содержании публичного дома в монастыре, в попытках стать государственной религией. Новая атака пришла, откуда не ждали, и по такому поводу, что стыдно признаться.
Первый зампредседателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов обвинил РПЦ в... пьянстве. Он дал пространное интервью об отношениях православных и мусульман, о связи ислама с терроризмом, о различиях в жизни духовных лиц двух конфессий. Новостные агентства выхватили из этой публикации только один фрагмент, в котором муфтий отвечает на вопрос об "уязвимых сторонах РПЦ".
"Трудно судить со стороны, но, на мой взгляд, проблема в том, что народ далек от глубокого понимания веры. Люди считают, что смогут откупиться, купив свечки. Сугубо моя точка зрения заключается в том, что клирики не знают меры в употреблении алкоголя... У меня много знакомых коллег, которые жалуются на цирроз печени. Вино убивает все на своем пути", - заявил Мухетдинов.
По его же словам, "если наши священники такие хулиганы, на дорогих машинах попадают в ДТП, всегда ходят навеселе, то извините... это ментальность нашего народа". Чтобы исправить ситуацию, он предложил молиться за заблудших.
Истории про священников, которые пристрастились к вину через причастие, случаются. Самая громкая из них в августе приобрела "политический" оттенок. Тамбовская епархия РПЦ уличила диакона Сергия (Баранова) в пьянстве и "разгульном поведении" после того, как он отказался от сана в знак протеста против приговора осквернившей храм Христа Спасителя группе Pussy Riot. Сообщалось, что он совершал богослужения в нетрезвом состоянии.
Как-то председатель епархиального братства трезвения Витебской епархии протоиерей Николай Коляда даже заявил, что "в нашей среде отказ священника от употребления алкоголя воспринимается скорее как аномалия".
Неужели пьянство в РПЦ действительно стало такой серьезной проблемой, о которой уже говорят даже духовные лица других конфессий? Об этом корреспондент "Большого Кавказа" поговорила с ответственным секретарем Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" Иваном Клименко.
- Я считаю, что представители других конфессий могут высказываться по этому поводу, потому что алкогольная проблема - это одна из наиболее острых социальных проблем нашей страны, это проблема для многих народов России. В связи с этой бедой мы все можем высказываться. Но если говорить о Русской Православной Церкви, то внутри Церкви пьянство отнюдь не так распространено, как в светском обществе. Среди людей, которые часто ходят в храм, молятся Богу, участвуют в церковных таинствах, среди них пьяниц очень мало. Среди духовенства эти случаи встречаются и того реже. Наоборот, нужно отметить, что спиртное пьют в основном люди, которые не ходят в храм, не верят ни в Бога ни в загробную жизнь. Формально они могут быть крещеные, православные, но не имеют реальной связи с Богом. В социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что «основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров». Эти несчастные люди ищут замену настоящей духовной жизни в некоем искусственном суррогате - в алкоголе. Раз корень проблемы, связанной с употребление алкоголя, лежит в духовной сфере, то именно Церковь и призвана эту проблему решать. По мере возвращения людей к духовной, благочестивой жизни проблема алкоголизма будет терять свою остроту и в конечном счете исчезнет.
В конце 19-го века, когда употребление алкоголя начало расти в связи с введением акцизной системы, именно Русская Православная Церковь возглавила широкое трезвенное движение. К 1914 году насчитывалось более 2 тысяч обществ трезвости, в основном при церковных приходах. Численность членов обществ составляла по официальным данным около полумиллиона человек - это было самое крупное общественное движение, которое выступало за возрождение духовных традиций, за здоровую, трезвую жизнь. И Патриарх Алексий II говорил, и святейший патриарх Кирилл говорит, что нам этот опыт нужно возрождать с учетом современных реалий. Наше Всероссийское братство как раз и является тем органом, который призван решать эти задачи. Суммируя мое высказывание скажу, что я отнюдь не могу согласиться с этим муфтием в том, что среди носителей православия широко распространено употребление алкоголя. Как раз наоборот - оно распространено среди людей далеких от реалий православной христианской жизни.
- Известно, что в исламе на алкоголь есть запрет. А как в православном священном писании сказано о вине, об алкоголе?
- Как раз год назад я защитил дипломную работу по этому вопросу. Можно сказать с полной уверенностью, что Библия однозначно осуждает опьянение, а трезвую жизнь Библия благословляет. Великое множество православных святых жили абсолютно трезво, т.е. вообще не употребляли вина. Если говорить о русских святых, то здесь можно перечислить целый сонм святых: преподобный Сергий Радонежский, о котором сказано в его житии, что «от юности своей не пил он ничего хмельного», преп. Антоний Печерский, преп. Афанасий Печерский, преп. Иринарх Затворник, преп. Кирилл Белоезерский, преп. Иосиф Волоцкий, преп. Александр Свирский, преп. Серафим Саровский, святитель Иов, Патриарх Московский, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, священномученник Владимир, митрополит Киевский, сщмч. Сильвестр, архиепископ Омский, сщмч. Митрофан, епископ Гомельский - вот далеко неполный список русских православных святых, своей жизнью показавших нам пример абсолютной трезвости. Очень четкую позицию по этому поводу занимал преп. Иосиф Волоцкий, устроитель монастырской жизни на Руси. По его мнению одно дело - на Востоке, в Греции или Древнем Израиле, там люди, может быть, могли пить вино умеренно и не иметь в связи с этим никаких проблем. Но у нас на Руси должен быть другой закон. И для своего монастыря он ввел полный запрет на употребление хмельного. В данном отношении мы сейчас не можем ориентироваться на древние правила. Тогда и вино было другое, и пили его только разбавленным. Не было крепленого вина. Вино было часто вообще безалкогольным, потому что были известны технологии хранения виноградного сока. Одна из них заключалась в том, что свежевыжатый сок уваривали в несколько раз, а полученный сироп хранили и разбавляли водой по мере необходимости.
Особенно четко и жестко по поводу употребления алкоголя высказывались русские святые конца ХIХ - начала ХХ века, когда водка стала производиться промышленных масштабах, и государство начало зарабатывать огромные деньги фактически на уничтожении собственного народа. Например, по словам свт. Феофана Затворника, «винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан». Тем кто интересуется данным вопросом советую посмотреть проповеди и доклады митрополита Владимира Богоявленский, в особенности его обстоятельную работу «Против ли нас, трезвенников, Библия?».
- Давайте вернемся к словам Дамира Мухетдинова. Он говорит, что у него есть такие знакомые среди священнослужителей, которые "жалуются на цирроз печени". Значит, все-таки есть выпивающие батюшки. Им полагается какое-то наказание? Их лишают сана? Как с этим борется Церковь, если такие люди появляются в ее лоне? Я об этом спрашиваю, потому что здесь, на Кавказе, распространено мусульманство, и авторитет христианства надо особо поддерживать и охранять. Здесь часто и русские переходят в мусульманскую веру.
- К великому сожалению среди нашего народа многие имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Среди духовенства такие люди очень редко встречаются, так же как и среди мусульман. Ведь нужно признать, что есть и мусульмане, которые спились. Есть даже такие, которые обращаются в наши православные общества трезвости, - это чаще всего приезжие из Средней Азии. Если же священник попадает в эти сети, у него есть две дороги. Либо этот человек станет на путь трезвости, сможет побороть эту страсть, либо в конечном итоге его лишат сана священника, а это, конечно, большая трагедия. Сана лишают не сразу, священника могут временно запретить в служении. На моих глазах был такой случай, когда священнослужитель был запрещен к служению, он обратился в наше общество трезвости, в реабилитационный центр при одном из храмов. Пройдя полный курс реабилитации он встал на пусть трезвости и сейчас уже разрешен к служению. Я надеюсь, к этой страсти он никогда не вернется.
- У братства "Трезвение" на Кавказе есть свои отделения?
- На Северном Кавказе нет, самое «южное» наше общество расположено в Краснодарском крае, в городе Усть-Лабинск. Благочинный этого города протоиерей Александр Черных и сам дал обет трезвости и многие священники его округа. Я недавно встречался с архимандритом Адамом, который возглавляет в Грузинской Православной Церкви отдел по работе с медицинскими учреждениями. Разговор зашел об алкогольной ситуации в Грузии. В итоге он согласился со мной, что в Грузии в этом отношении не все так хорошо, как хотелось бы. Распространено мнение, что грузины могут пить и никогда не сопьются, но на самом деле за последние два поколения ситуация сильно ухудшилась. Если в 60-е годы найти алкоголика в Грузии было почти невозможно, то сейчас в Грузии и алкоголиков достаточно и наркомания сильно распространена, причем именно среди коренного населения. Так что на Северный Кавказ нам надо бы тоже передавать наш опыт утверждения трезвости на духовной основе, однако пока мы даже в России не все регионы охватываем. Например, во всем Дальневосточном федеральном округе до недавнего времени не было ни одного православного общества трезвости - только 5 ноября 2012 года было создано первое - во Владивостоке.
Призываю всех не оставаться равнодушными к гибели наших близких и дружно взяться за возрождение наших исконных традиций, в том числе и традиционного для русского православия трезвенного уклада жизни. Неравнодушных православных людей призываю создавать приходские общества трезвости, главной целью которых должна стать профилактическая работа, утверждение трезвости в обществе, сохранение трезвости детей и подростков, проповедь истинных духовных, семейных, общечеловеческих ценностей, а также, конечно, и помощь страждущим в преодолении алкогольной, табачной, наркотической зависимости.